Подозреваемый в государственной измене бывший народный депутат Виктор Медведчук мог быть завербован советским Комитетом государственной безопасности, однако прямых доказательств этого пока нет.
Об этом в интервью изданию Главком сообщил директор архива Службы безопасности Украины Андрей Когут.
– Прямых доказательств у нас нет. Но здесь следует вернуться к сказанному ранее: в конце 80-х было уничтожено огромное количество документов и агентурных дел. И то, что этих бумаг сейчас нет, не значит, что их не было. И также не означает, что они не будут обнаружены в будущем. Здесь нужно понимать, что архив КГБ создавался для оперативных нужд, – сказал он.
Как пояснил Когут, на данный момент архив СБУ работает над тем, чтобы создать описания дел согласно украинскому законодательству – хотят сделать указатели, индексы, как и во всех других архивах, для удобства взаимодействия с ними .
По словам директора архива, это “очень сложная работа” – специалисты продвигаются, но еще не все проработали.
Медведчук мог быть завербован КГБ
В то же время он отметил, что имеющиеся документы о Медведчуке “наталкивают на мысль, что он все же был завербован”.
– Скажем, если твой отец был репрессирован, а ты поступил на юридический факультет университета имени Шевченко… Такое, в принципе, не могло произойти, это очень нетипичная история, – объяснил Когут.
Кроме того, он напомнил слова Медведчука, будто бы тот не смог ничего сделать для защиты поэта Василия Стуса, потому что “система была такая”. Директор архива отметил, что такое заявление — “не совсем правда”, потому что известно о адвокатах, которые боролись за подзащитных.
И хотя полностью оправдательного приговора быть не могло, однако бороться в судебном процессе было можно – но Медведчук этого не сделал.
Напомним, Виктор Медведчук в свое время был назначен Василию Стусу в качестве государственного адвоката, однако поэт отказался от него. Несмотря на это последнего все равно утвердили для судебного процесса.
Отметим, что Василия Стуса, который был украинским поэтом-шестидесятником, диссидентом и правозащитником, обвиняли в “антисоветской агитации и пропаганде”, а в мае 1980-го — его признали “особо опасным рецидивистом” и дали ему 10 лет принудительных работ и 5 лет ссылки. Он скончался во время голодовки в ночь на 4 сентября 1985 года.