Повышение налогов с 1 октября: удастся ли наполнить бюджет и что будет с ценами

податки

Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №11416-д об увеличении налогов на 58 млрд грн в этом году и 137 млрд — в следующем. Повышение налогов 1 октября должно было бы быть при условии, что Рада проголосует во втором чтении и документ подпишет президент. Однако народные избранники не успеют провести второе чтение до 1 октября. Поэтому повышенное налогообложение введут “задним числом”.

Факты ICTV разбирались, кого коснется повышение налогов с 1 октября.

Повышение налогов с 1 октября

Законопроект об особенностях налогообложения в период действия военного положения за основу приняли еще 17 сентября. Поэтому украинцев ждет:

  • повышение военного сбора с 1,5% до 5%;
  • увеличение налогов на I-II группу ФЛП;
  • 1% на всех форм ФЛП III группы;
  • 25% прибыли для финучреждений;
  • 50% налог на прибыль банков в 2024 году;
  • авансовый платеж на розничную торговлю топливом.

Повышение военного сбора до 5%

Для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) на едином налоге вводится военный сбор, который будет отличаться в зависимости от группы.

Так, военный сбор для ФЛП I, II и IV групп предполагается на уровне 10% от одной минимальной зарплаты по состоянию на 1 января отчетного года. То есть, 710 грн в 2024 году и 800 грн в 2025-м. Напомним, что с 1 апреля 2024 года в Украине минимальная зарплата составляет 8000 грн.

Согласно проекту госбюджета-2025, ФОПы снова будут платить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% минимальной зарплаты.

Для ФОПов на III группе предусмотрен военный сбор в 1% от суммы дохода. То есть с 1 октября 2024 года с каждой тысячи гривен предпринимателю придется дополнительно заплатить 10 грн. На сегодня предприниматели III группы платят единый налог в 5% от дохода.

Увеличится ставка военного сбора для физлиц-предпринимателей с 1,5% до 5% на общей системе налогообложения и самозанятых лиц.

В законопроекте указано, что ФЛП I, II и IV группы должны уплатить авансовый взнос не позднее 20 октября.

Читайте также
Как рассчитать налог на зарплату: пошаговая инструкция

Военный сбор с заработных плат

Военный сбор с заработных плат наемных работников с 1 октября составит 5%, а не 1,5% как сейчас. Вероятно, работодателям придется поднимать зарплаты.

В целом отчисления с зарплат после повышения налогов с 1 октября составят 23%, а не 19,5%.

Авансовые платежи для АЗС

В законопроекте прописаны авансовые взносы по налогу на прибыль на розничную торговлю горючим. Речь идет о ежемесячных платежах в размере от 30 до 80 тыс. грн, в зависимости от типа топлива и наличия магазина при АЗС.

Так, для мест, где продают только сжиженный газ, размер ежемесячного платежа составит 30 тыс. грн. Для места торговли несколькими видами горючего, где доля реализации сжиженного газа составляет 50 и более процентов, — платеж в размере 45 тыс. грн. Если продается более двух видов топлива, то придется платить 60 тыс. гривен.

АЗС, которые кроме топлива продают табак или алкоголь, будут платить от 40 до 80 тыс. грн.

50% налог на прибыль для банков и 25% на прибыль финучреждений

В комментарии Фактам ICTV президент Ассоциации украинских банков Андрей Дубас напомнил, что банковский сектор в 2023 году также почувствовал на себе повышение налогов. Так, в прошлом году Верховная Рада тоже ретроспективно решила изменить налоговый подход к банкам, и с 2024 года налоговая ставка на прибыль для банков уже не 18%, а 25%.

— У нас были свои опасения и определенное негативное восприятие этих вещей. Особенно, учитывая полугодовую эпопею с голосованием помощи Палатой представителей и согласованием от Евросоюза 50 млрд евро программы Ukraine Facility, по которой одна европейская страна очень долго задавала вопросы. И в этот момент банки вынуждены были и согласились подставить плечо государству, — отметил Андрей Дубас.

По его словам, в первые месяцы 2024 года львиную часть в общих доходах госбюджета составляли именно платы от этого повышенного налога для банков за 2023 год — 50%.

Эксперт считает, что нет ничего удивительного в поднятии налогов в государстве, которое воюет. Хотя, конечно, это не очень приятный момент.

— У нас существенно упали доходы госбюджета. Мы потеряли огромные сегменты экономики, такие как металлургия, часть агрокомплекса, который сейчас или заминирован, или оккупирован. А расходы госбюджета существенно возросли, потому что так мы финансируем оборону. Это все колоссальные вещи. И поэтому повышения налогов нам не избежать, но это нужно делать взвешенно, — говорит эксперт.

Андрей Дубас считает, что нельзя поднимать налоги задним числом, потому что это напоминает ситуацию со студентом, который в последнюю ночь перед экзаменом пытается все выучить. Поэтому государству следует заранее предупреждать бизнес о повышении налогов.

По словам президента Ассоциации украинских банков, банковский сектор обвиняют в том, что его доходность обеспечивается различными государственными инструментами, ценными бумагами и т. п. Хотя это не совсем так.

— Мы проанализировали доходы банковского сектора. Только 16% из 100% доходов банков — это доходы от депозитных сертификатов. Остальные доходы — кредиты юридическим лицам, что полезно для экономики, кредиты физическим лицам, комиссионные разные моменты и, например, ОВГЗ (облигации внутренних государственных займов). Но ОВГЗ не только банки могут использовать, но и обычные предприятия и граждане, — объясняет Андрей Дубас.

По его мнению, народных депутатов немного вводят в заблуждение, когда говорят, что банковские доходы — это исключительно пользование депозитными сертификатами.

Андрей Дубас напомнил, что повышение налогов для банков и финучреждений в 2023 году государство тогда назвало одноразовой акцией из-за безысходности. А теперь видим, что это происходит во второй раз. Именно поэтому и МВФ, и Национальный банк, и другие государственные органы выступают против, в отличие от того, когда впервые налогообложение повышалось в 2023 году.

Поможет ли повышение налогообложения банков

Президент АУБ отмечает, что после победы в войне Украина станет очень привлекательной инвестиционной площадкой. Но здесь получается неприятный момент для инвесторов — из-за того, что в стране налогообложение может меняться в середине года или меняться только для одной отрасли. К тому же сначала говорили, что это одноразовая история, а потом так делается второй раз.

По мнению Андрея Дубаса, это подрывает в будущем наши потенциальные возможности привлечения сотен миллиардов долларов для Украины.

— Но я думаю, что депутаты ко второму чтению обратят внимание на призывы и бизнес-сообществ, и нашей Ассоциации. Должны взвесить риски и потенциальные краткосрочные незначительные преимущества, которые это может дать. Мы, как Ассоциация, направили письма ко всем народным депутатам, членам комитета, в Национальный банк, в Министерство финансов, в МВФ и к президенту Украины, чтобы обратить внимание на возможные риски, — подытожил Андрей Дубас.

Повлияет ли налогообложение на кредиты и депозиты

По словам Дубаса, кредиты могут подорожать, а проценты по депозитам — измениться. Хотя этого не хотелось бы.

— Я очень надеюсь, что во втором чтении этот пункт депутаты не проголосуют, — отметил эксперт.

Повышение налогов с 1 октября — вырастут ли цены для украинцев

Президент АУБ Андрей Дубас считает, что поднятие налогов с октября может отразиться и на ценах, и на стоимости услуг. Хотя какого-то значительного повышения цен не стоит ожидать, потому что для одних ФЛП рост налогов составит 3,5% (с 1,5% до 5%), для других — это 1%.

— Я не думаю, что это будет иметь такое значительное влияние на рост цен в Украине, — подчеркнул эксперт.

Читайте также
Военный сбор 5%: как изменятся доходы рядовых украинцев

Как покрыть дефицит бюджета Украины

Правительство утвердило проект государственного бюджета на 2025 год, где указано, что дефицит госбюджета может составить 1,546 триллиона гривен. То есть в правительстве говорят, что налогообложения не избежать.

Андрей Дубас напомнил, что с начала полномасштабной войны дефицит бюджета Украины составлял 50%. То есть из налогов Украина покрывала лишь половину, а вторую половину нам давала международная коалиция — финансами и оружием.

Но здесь есть проблема с возможностью использования западной помощи, потому что ее мы можем использовать только на гражданскую жизнь: пенсии, социальные выплаты, зарплаты и тому подобное. Собственные налоговые поступления мы можем использовать на оборону, а эти расходы постоянно растут. В то же время прироста бизнеса мы не видим. Потому что страна воюет, продолжается отток людей, уменьшается деловая активность и, безусловно, отчисления в госбюджет также будут уменьшаться.

По мнению президента Ассоциации украинских банков Андрея Дубаса, решений здесь должно быть несколько. Во-первых, стоит проводить переговоры с международниками, чтобы мы могли использовать их помощь на военные нужды. Во-вторых, более остро ставить вопрос о конфискации замороженных российских активов. Если раньше руководство Европейского центробанка было категорично в этом вопросе, то сейчас можно увидеть определенное смягчение.

— Можно выпустить ценные бумаги под гарантию этих замороженных активов, тогда Украина получит 30 или 35 млн евро. Это уже хорошо, но этого недостаточно. Потому что нам надо выигрывать войну и восстанавливать все, что уничтожила Россия. А это сотни миллиардов долларов. Всемирный банк подсчитал на середину 2024 года 480 млрд долларов убытков. Это то, что они смогли посчитать. А сколько еще не подсчитано. А как мы просели за эти 2,5 года! — отметил Андрей Дубас.

Он отметил, что помощь Украине не должна быть капельной, как для поддержания тонуса. Нам надо побеждать и дальше развиваться с цивилизованными государствами.

Читайте также
Тренд на девальвацию прошли: каким будет курс доллара в октябре 2024
Марта Бондаренко редактор ленты
Категории: Экономика