Искусственный интеллект (ИИ) совершил мировую технологическую революцию. Это уже повлекло ряд изменений в экономике стран.
Образование тоже не стало исключением. В США две трети педагогов сталкивались с использованием технологии среди их учеников.
А почти 20% студентов Стэнфордского университета отметили, что пользуются ChatGPT для подготовки к заданиям. В 2023 году в Украине провели собственное общенациональное исследование перспектив ИИ в отечественном школьном образовании.
Как учителя и школьники относятся к технологии и используют ее, какие преимущества это имеет и какие риски представляет, и станет ли искусственный интеллект полноценным инструментом в украинском образовании?
Ответы Факты эксклюзивно искали с педагогами и специалистами по инновациям.
Как ИИ используют в школьном образовании в Украине
В международном рейтинге использования искусственного интеллекта в 2023 году Украина вошла в группу стран с самыми низкими показателями: среди них Гватемала, Парагвай, Венесуэла, Сальвадор и др.
Впрочем, эти данные касаются общего внедрения технологии в различных сферах. Образование стран как отдельную отрасль не рассматривали. Какое-то время в Украине не было конкретной статистики об использовании искусственного интеллекта в учебном процессе.
Однако в сентябре-октябре этого года в Украине провели Всеукраинское исследование перспектив ИИ в школьном образовании. Его организаторы — Малая академия наук Украины и Projector Institute ознакомили с результатами на этой неделе.
В частности, в исследовании онлайн приняли участие 1747 учителей и 1443 ученика 8-11 классов со всей страны, кроме оккупированных РФ территорий.
7 из 10 опрошенных учителей уже пользовались хотя бы одним из инструментов ИИ за последние 6 месяцев. В целом 76% педагогов хотя бы раз пользовались искусственным интеллектом, половина из них имела положительный опыт взаимодействия. Каждый второй учитель считает, что ИИ изменит образовательный процесс в ближайшие годы.
Педагоги отмечают, что используют сервисы ИИ в своей деятельности для подготовки к занятиям, создания тестов для домашнего задания, во время проведения уроков, а также для проверки знаний учащихся и даже во внеклассной работе.
На уроках ИИ активно используют учителя и точных дисциплин (информатики, физики, математики), и гуманитарных — английского языка, зарубежной литературы, истории и украинского языка.
В целом, говорится в исследовании, прослеживается зависимость: чем меньше стаж работы учителя, тем активнее с его стороны использование такого ИИ-инструмента, как ChatGPT.
К слову, о самом сервисе ChatGPT: он является самым популярным ИИ-сервисом среди учителей и школьников среди всех остальных. Уровень знания среди учеников (76% опрошенных) несколько выше, чем среди учителей (68% опрошенных). На втором месте по уровню популярности среди опрошенных является инструмент ИИ от проекта На Урок.
Об этом сервисе знают 49% опрошенных учителей, уровень знания среди учеников — 35%. И учителя, и ученики значительно меньше осведомлены о таких известных международных сервисах ИИ, как Grammarly, Bard Google, Midjourney, Notion AI и Stable Diffusion.
В то же время даже все те учителя, которые осведомлены в теме искусственного интеллекта, не торопятся привлекать к использованию технологии школьников. 37% учителей так или иначе уже привлекали школьников к использованию ИИ, а 49% планируют сделать это в будущем.
Зато в блоке анкеты о желании посоветовать технологию другим, 39% опрошенных не планируют напрямую советовать ученикам использовать ИИ в обучении.
В частности, некоторые педагоги отмечают, что относятся к технологии скептически из-за несовершенства ИИ:
– Готовилась к проведению научного пикника в 5 классе, посвященного Дню вышиванки. На вопрос о 10 неизвестных фактах о вышиванке ИИ дал 4 фейковых ответа. Так возникла идея проведения минутки медиаграмотности, – рассказывает участница исследования, учительница информатики в одной из школ Хмельницкой области.
Украинские школьники, в свою очередь, в основном видят только пользу в использовании искусственного интеллекта в обучении. 6 из 10 опрошенных учеников уже использовали сервисы ИИ, готовя домашние задания. 85% детей использовали ИИ хотя бы раз, а треть из них делает это как минимум каждую неделю. Также около 40% отмечают, что использовали ИИ во время уроков в школе.
В большинстве случаев искусственный интеллект помогает ученикам оперативно искать и систематизировать информацию, конспектировать, генерировать идеи для творческих работ: заголовки, иллюстрации, тезисы для доклада и тому подобное.
В отдельных анкетах дети анонимно признавались, что пользуются инструментами ИИ для списывания, например, для подготовки заданий по гуманитарным дисциплинам. Хотя с этой целью опрошенные школьники используют инструменты ИИ реже всего.
— Я бы, наверное, искала больше дополнительную и объяснительную информацию, чем просто ответ на вопрос или решение задачи. Потому что хотела бы сама научиться решать задачи и использовать искусственный интеллект только в случаях, когда действительно не знаю или не понимаю, как решить его, — рассказала участница исследования, ученица 11 класса из Донецкой области.
Искусственный интеллект и школа: позитив или риски
Специалисты по инновациям утверждают, что искусственный интеллект в образовательном процессе однозначно может упростить работу учителей и школьников в контексте поиска данных, их обработки и поверхностного анализа.
Это открывает новые горизонты креативности для педагогов при подготовке к занятиям, поскольку ИИ уже знает, как сгенерировать и визуализировать тот или иной запрос. И это гораздо удобнее, чем искать информацию в интернете вручную.
– Учителя будут готовить более интерактивные и персонализированные занятия, а ученики будут дискутировать с ИИ и пользоваться бесконечной терпеливостью компьютеров, прося объяснить непонятное другими словами с приведением примеров снова и снова. Одна из реакций на этот факт: надо запретить ИИ. Но джинна выпустили из бутылки, так что забрать общедоступное уже невозможно. Машины научились понимать людей и отвечать на их вопросы на человеческом языке, – утверждает руководитель сферы инноваций в Projector AI Lab Денис Судилковский.
В то же время, по мнению специалистов, ИИ пока не может заменить человека в сознательном принятии решений или в творческом процессе, а также он не способен на 100 процентов знать контекст задачи, которую ему предлагают решить.
Недостатки технологии, в частности в использовании для учебных нужд, также очевидны для педагогов.
– Не стоит рассматривать ИИ как панацею от всех проблем образования, – говорит кандидат педагогических наук и заведующая лабораторией “ГИС и ДЗЗ” Малой академии наук Украины Светлана Бабийчук. В МАН, которая является соорганизатором нынешнего исследования ИИ в школах, считают, что результаты опроса учителей свидетельствуют об очевидных трудностях использования ИИ для некоторых типов образовательных задач.
По словам Бабийчук, есть ряд негативных кейсов с использованием ИИ, которые уже имеются в учебном и внешкольном процессе.
В частности, ИИ иногда ошибается: делает элементарные логические ошибки, или же данные, на которые он опирается, могут содержать неточности или быть уже не актуальными.
Также ИИ чаще всего не укажет или укажет неточно на первоисточник информации, а для исследовательской работы очень важно проверить и корректно сослаться на первоисточник.
Дополнительного исследования, по мнению педагога, требует влияние ИИ на формирование у учеников навыков “4К” (коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность).
Отзывы учителей свидетельствуют о том, что сейчас трудно отделить вклад ребенка и ИИ в творческих заданиях, поскольку непонятно, как можно отличить работу компьютера от ученической.
– ИИ — это технологии, а они сами по себе не измеряются критериями хорошие/плохие, полезные/вредные. Суть в том, кто и как их использует. ИИ, безусловно, это нужная технология для образования, но надо держать в фокусе важную роль высококвалифицированного учителя, который будет иметь возможность постоянно учиться, развиваться и использовать ИИ с пользой для ребенка, – говорит Светлана Бабийчук.
Эксперты по инновациям, в частности, добавляют: ИИ однозначно влияет на работу учителей, поэтому это создает новые профессиональные вызовы для них.
– Мы вплотную приблизились к моменту, когда искусственный интеллект может не только сам учиться, но и обучать других на основе своих знаний и проверять изученный материал. Уже сегодня тот же ChatGPT прекрасно составляет тесты для самопроверки, строго оценивает их и комментирует ошибки, которые допустил ученик, – констатирует Денис Судилковский.
Поддерживает ли государство развитие инструмента ИИ в образовании
Глобальное приобщение ИИ к учебному процессу в Украине сейчас обсуждают на уровне экспертных конференций, круглых столов и информационных кампаний от Министерства образования и науки и других госучреждений.
В частности, при содействии МОН и Института модернизации образования в сети уже доступен курс повышения квалификации учителей в контексте использования ИИ.
На базе Малой академии наук как госучреждения, развивающего научный потенциал школьников, уже есть специализированная исследовательская секция Системы и технологии искусственного интеллекта.
Она позволяет самим детям глубже исследовать возможности ИИ и разрабатывать тематические проекты, предоставляя площадку. А один из новых образовательных курсов от МАН об анализе спутниковых данных в естественных науках знакомит подростков с инструментами, которые используют искусственный интеллект.
Даже такие точечные решения, считают сами педагоги, уже являются позитивом в поиске консенсуса между возможностями технологии и качественным образованием.
Впрочем, по мнению специалиста Светланы Бабийчук, украинской системе образования все еще не хватает комплексного видения ИИ в рамках отдельных учебных программ — как академических, так и внешкольных.