Саммит G20 в Японии: какие тенденции следует учесть Украине

Саммит G20 в Японии: какие тенденции следует учесть Украине

Саммит G20, который проходил 28-29 июня 2019 года в Японии, имел важное значение для согласования мировыми лидерами своих позиций относительно многочисленных проблем в сфере экономического взаимодействия, безопасности партнерства и политического сотрудничества.

Саммит не стал местом принятия двусторонних или коллективных договоренностей и детализации дорожных карт по урегулированию важных вопросов, но определил контуры дальнейшего протекания процессов, которые будут иметь как глобальное значение, так и могут отдельно отражаться на украинских национальных интересах.

Значительное внимание было сосредоточено вокруг торговой войны между США и КНР, обострение которой несет вероятность дестабилизации финансовых рынков и провоцирование новой волны экономического кризиса.

Некая хаотичность внешней политики Дональда Трампа рядом со стабильностью геополитического мировоззрения китайского лидера Си Цзиньпина сбалансировались в благоприятном промежуточном результате, что дает основания для продолжения двусторонних переговоров.

Американский президент решил не вводить новые тарифы на китайский импорт в объеме $235 млрд и анонсировал возможное смягчение санкций против китайского телекоммуникационного гиганта Huawei.

Читайте: Трамп рассказал о встречах с “президентами и диктаторами” на саммите G20

В контексте неустойчивой украинской экономики попытка Китая и США отказаться от нового этапа обострения противостояния имеет положительное значение, поскольку переносит риск глобальных финансовых потрясений.

Нельзя оставлять без внимания и дискуссии между США и Японией о необходимости изменения действующего двустороннего договора о безопасности.

Для Украины взаимодействие между Вашингтоном и Токио в сфере безопасности имеет опосредованное значение, но ситуацию меняет ряд дипломатических аспектов, которые могут актуализировать наш интерес.

По инициативе Японии ведутся переговоры относительно восстановления суверенитета над Курильскими островами, которые находятся в составе Российской Федерации. Одно из главных требований Кремля — ​​запрет размещения военных баз США на указанных землях в случае возврата их в состав Японии путем внесения отдельного пункта в договор о безопасности.

Именно поэтому изменения в американско-японском договоре безопасности наряду с готовностью Синдзо Абэ инициировать поступления дополнительных инвестиций в российскую экономику (как выполнение другого условия для российской уступчивости) могут как ускорить, так и замедлить реинтеграцию островов.

В контексте украинских интересов, учитывая фактор аннексии Крыма, прогресс в переговорах между Москвой и Токио относительно спорных территорий станут опасным прецедентом.

Трамп отказался от разговоров о любых изменениях, скорее всего, выторговав определенные экономические преференции со стороны Японии. Однако продолжение диалога между Владимиром Путиным и Синдзо Абэ относительно определения возможных модальностей урегулирования вопроса могут нести в себе определенную опасность.

Среди геополитических вопросов особое внимание во время саммита было привлечено к Северной Корее и Ирану. По кулуарным рекомендациям Си Цзиньпина Дональд Трамп полетел в демилитаризованную зону для встречи с Ким Чен Ыном, адресовав сигнал о желании восстановить переговоры.

С иранским кейсом получилось по-другому. Европейский политический истеблишмент во главе с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном подтвердили свою приверженность действующей ядерной сделке с Ираном, сформировав оппозиционный лагерь противников эскалации ситуации вокруг Тегерана.

Читайте: Макрон и Путин обговорили на G20 Украину и нормандский формат

В то же время желаемый фидбек американский президент мог получить от российского коллеги. Их встреча длилась больше часа и произвела положительное впечатление на американского президента.

Сходство интересов по поводу скорейшего завершения операции по стабилизации в Сирии, желание ограничить влияние Ирана на Башара Асада и противодействовать экспортным возможностям Тегерана в энергетическом секторе, а также стремление Дональда Трампа реализовать свой план всеобщего мира на Ближнем Востоке могут стать действенной платформой для совместного консенсуса.

Обсуждали стороны и украинский вопрос, однако с менее однозначными контурами для компромисса. Американский лидер опроверг проведение разговоров об освобождении украинских моряков. Совместных заявлений об урегулировании ситуации на Донбассе замечено не было, что побуждает к двум выводам: украинский вопрос обсуждался исключительно в формализованных дипломатических рамках или Дональд Трамп не хотел провоцировать конфликт на фоне более важных кейсов.

Читайте: 39 кг кокаина и термос Путина. О чем говорили на саммите G20 и последствия для Украины

Учитывая прагматичный подход нынешней американской администрации, растут угрозы о готовности Дональда Трампа оставить на периферии тему аннексии Крыма. Более того, есть вероятность определения влияния России в региональных масштабах, куда, к сожалению, входит и Украина.

Автор: Антон Найчук, директор Фонда общественной дипломатии.

Категории: Мир