США были зависимыми от Китая: как Украине привлечь инвестиции в условиях пандемии

україна

Цитируя Чарльза Диккенса: наши потомки однажды смогут оглянуться назад и назвать то, что мы переживаем, как лучшие времена, худшие времена.

На протяжении десятилетий национальные аналитики по вопросам обороны и медицинское сообщество предупреждали, что США становятся слишком зависимыми от Китая из-за дешевых товаров и рабочей силы.

Концепция продукции, исследования и разработка (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — дальше НИОКР), производство, маркетинг и продаж. Прибыль от продаж обеспечивает финансовые ресурсы для запуска процесса.

Фаза НИОКР нуждается в инвестициях, тестированиях, новых начинаниях и усовершенствованиях. Но они не гарантируют успеха и восстановления инвестиций.

Китай имеет долгую историю минимизации неопределенности будущих продаж и максимизации прибыли за счет обратной инженерной успешной продукции и недооценки оригинального разработчика. У него есть также мощная рабочая сила, которая не защищена трудовым законодательством и правилами заработной платы, являющимися стандартными в западных странах, Южной Корее и Японии.

Путем минимизации НИОКР Китай не только может продавать продукцию по более низким ценам, но еще и использовать прибыль для осуществления других прогрессивных инициатив. Китайская программа Один пояс, один путь связывает страну с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Пятилетние планы считаются долгосрочными в западных странах, по сравнению с пятидесятилетним в Китае.

Читайте: США могут выдвинуть финансовые претензии Китаю из-за Сovid-19

Ради дешевых затрат на производство Соединенные Штаты охотно отдавали предпочтение производству Китая. К сожалению, особенно для невинных жизней, которые теряются во всем мире, американским людям понадобилась пандемия для осознания уязвимости от чрезмерной зависимости от другой нации. Эту проблему создали промышленность и потребители.

29 февраля государственный секретарь Помпео предложил путь вперед. Для продвижения мировой экономики он определил Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Японию и Индию портфелем диверсификации. Без привлечения стран Америки, Африки, Европы, и это не глобально. Помпео — очень проницательный госсекретарь, но то, что он предлагает, возвращает нас к размышлениям о пятилетнем планировании — это далеко не так.

В конце Второй мировой войны тогдашний государственный секретарь Джордж Маршалл доказал широкое значение эффективного экономического планирования и инвестиций. Как для инвестиции в размере $12 млрд, его план был критически важным для спасения опустошенной войной Западной Европы от экономической разрухи, поскольку он устранил торговые барьеры и модернизировал промышленность.

План Маршалла также помог экономике США, поскольку он создал выдающихся торговых партнеров, быстро восстановил Европу и дал возможность финансировать НАТО.

Если Украина и ее лидеры движутся в правильном направлении, то секретарь Помпео может применить ту же логику, что и Маршалл. В центре внимания — Украина. Это страна, которая пережила Гитлера и Сталина, вторжение Путина в Крым.

Географическое положение страны и богатые природные ресурсы делали Украину привлекательной целью на протяжении веков. Гитлер, в частности, понимал ценность природных ресурсов и возможностей сельского хозяйства Украины. После вторжения в 1939 году он провозгласил, что Германия никогда не будет голодать.

Читайте: Четверть миллиарда людей пострадает: ООН готовится к голоду после пандемии

Сейчас, как никогда, Украине нужны благоприятные бизнес-возможности для западных компаний, которые стремятся диверсифицироваться от Китая. В то время, как глобальное доверие к производственному центру мира угасает и все готовятся к жизни после закрытия, Украина должна выполнить надежды своего народа и найти возможности удовлетворить американские компании, которые хотят покинуть Китай для более “зеленых пастбищ”.

Как сказал бывший президент Грузии Михеил Саакашвили: В Украине есть много возможностей. Многочисленные предприятия покидают Китай, давая нам возможность направить их в Украину.

Как мы можем убедить их перейти на украинский рынок? Нужно предлагать более открытые налоговые и регуляторные условия.

Сокращение бюрократических проволочек, предоставление налоговых льгот и благоприятных мест для офисных помещений, создание безопасной и процветающей бизнес-среды, отличающейся от других оффшорных кандидатов — это позволит Украине стать следующим мировым лидером в сфере ІТ и высококвалифицированных услуг для нового посткоронавирусного мира.

По данным Всемирного банка, в Украине 1 600 компаний, предоставляющих услуги в области информационных технологий (ІТ), из которых 100 в списке Fortune 500, управляемых 185 тыс. ІТ-специалистов.

ІТ-компании производят 20% экспорта Украины, а в целом функционирует 4 тыс. технологически ориентированных компаний.

Разница между программой Маршалла и возможностью Помпео заключается в том, что правительству США и ЕС не нужно увеличивать финансовые инвестиции. Как только Украина задействует свой потенциал, внешняя помощь со стороны Вашингтона будет ненужной.

Создание и рекламирование Специальной экономической зоны в Украине, предоставление технологическим компаниям и институциональным инвесторам доступа к растущему пулу образованных профессионалов в стабильной среде принесет свои плоды в восстановлении доверия иностранных инвесторов к стране и покажет миру, что реформы, обещанные президентом, были не только обещаниями.

Привлекая мировые компании и предлагая им лучший налоговый режим и нулевую бюрократию, мы сможем только усилить нашу трансатлантическую интеграцию. Наши западные партнеры будут защищать свои экономические интересы так же сильно, как политические и военные.

Автор: Маркиян Лубкивский — экс-посол Украины в Республике Хорватия и Боснии и Герцеговине, заместитель государственного секретаря Украины и советник главы Службы безопасности Украины.