Один день войны в Украине можно сравнить с месяцем войны в Афганистане, если считать по количеству выпущенных артиллерийских снарядов.
Об этом пишет газета New York Times со ссылкой на чиновников Северноатлантического альянса.
Издание указывает, что длительное участие НАТО в Афганистане мало напоминало сухопутную войну в Европе с применением тяжелой артиллерии и танков, которая, как считали почти все министерства обороны, никогда не повторится.
— В Украине европейская война, которую считали немыслимой, сжирает скромные запасы артиллерии, боеприпасов и средств противовоздушной обороны тех стран, кого в НАТО называют “армиями бонсай” Европы, в честь крошечных японских деревьев, — пишет газета.
По данным NYT, даже Соединенные Штаты располагают лишь ограниченными запасами оружия, которое нужно украинцам, и Вашингтон не желает перебрасывать ключевые вооружения из таких деликатных регионов, как Тайвань и Корея, где Китай и Северная Корея постоянно испытывают пределы своих возможностей.
Теперь, спустя девять месяцев российско-украинской войны, “фундаментальная неготовность Запада привела к безумной схватке, чтобы обеспечить Украину всем необходимым и одновременно пополнить запасы НАТО”.
— Поскольку обе стороны сжигают оружие и боеприпасы в темпах, невиданных со времен Второй мировой войны, соревнование за поддержание арсеналов в чистом состоянии стало критическим фронтом, который может оказаться решающим для усилий Украины, — отмечает издание.
По словам неназванных представителей НАТО, количество используемой артиллерии “поражает воображение”. Это заставляет западные страны искать источники для поставки новых боеприпасов в Украину, поскольку имеющиеся запасы необходимы для национальной обороны, или для поддержки других стран.
New York Times пишет, что в Афганистане силы НАТО могли выпускать 300 артиллерийских снарядов в день и не беспокоиться о противовоздушной обороне. Но Украина может выпускать тысячи снарядов ежедневно и по-прежнему нуждается в противовоздушной обороне против российских ракет и беспилотников иранского производства.
— День в Украине — это месяц или больше в Афганистане, — говорит Камиль Гранд, эксперт по вопросам обороны в Европейском совете по международным отношениям, который до недавнего времени был помощником генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям.
Летом в боях на Донбассе ВСУ ежедневно выпускали от 6 тыс. до 7 тыс. артиллерийских снарядов, сказал высокопоставленный представитель НАТО. При этом россияне выпускали от 40 тыс. до 50 тыс. снарядов в день.
При этом NYT для сравнения указывает, что Соединенные Штаты производят только 15 тыс. снарядов в месяц.
— Поэтому Запад пытается найти все более дефицитное советское оборудование и боеприпасы, которые Украина может использовать сейчас, включая зенитные ракеты С-300, танки Т-72 и артиллерийские снаряды советского калибра, — отмечает газета.
При этом страны Запада также пытаются придумать альтернативные системы, даже если они более старые, чтобы заменить сокращающиеся запасы дорогих ракет ПВО и противотанковых Javelin.
Среди чиновников Альянса обсуждается даже вопрос об инвестировании НАТО в старые заводы в Чехии, Словакии и Болгарии для возобновления производства советских снарядов калибра 152 мм и 122 мм для артиллерийского вооружения Украины, которое в значительной степени еще осталось от советских времен.
Издание указывает, что один из чиновников Альянса как-то назвал смешанный набор систем, с которыми сейчас приходится иметь дело Украине, “зоопарком НАТО”, указывая на распространенность названий животных для оружия, таких как Gepard (по-немецки — гепард) и зенитно-ракетная система Crotale (по-французски — гремучая змея).
При этом у россиян тоже есть свои проблемы с пополнением запасов. Сейчас оккупанты используют меньше артиллерийских снарядов, но у них их много, даже если некоторые из них старые и менее надежные, пишет NYT.
Столкнувшись с аналогичной проблемой, Москва также пытается наращивать военное производство и, по сообщениям, стремится приобрести ракеты у Северной Кореи и более дешевые беспилотники у Ирана.