Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен выдвинул предложение о вступлении Украины в военный альянс, но без оккупированных Россией территорий.
Расмуссен давно работает вместе с Андреем Ермаком, руководителем Офиса президента Украины, особенно накануне последнего саммита НАТО в Вильнюсе в этом году, который закончился без приглашения Украины в альянс.
Как Ермак, так и экс-генсек НАТО снова широко обсуждают место Украины в новой архитектуре европейской безопасности, в частности практические вопросы о степени членства Украины в НАТО.
Расмуссен, который был генеральным секретарем НАТО с 2009 по 2014 год, настаивает на том, что план частичного членства Украины не будет символизировать замораживание конфликта, а, напротив, будет означать решимость предупредить Россию о том, что она не может препятствовать вступлению Украины в западный оборонительный альянс.
Летом следующего года в Вашингтоне состоится юбилейный, 75-й саммит НАТО, и вопрос о будущем членстве Украины в альянсе станет одной из главных тем.
Руководство Украины было горько разочаровано, когда под давлением США и Германии на саммите НАТО в этом году было сделано заявление о том, что Украине будет предложено приглашение, когда позволят условия, фактически отклонив просьбу Украины назвать конкретную дату.
Вместо этого отношения Украины с НАТО были повышены на периферии за счет создания Совета Украина-НАТО и соглашения о том, что члены НАТО на двусторонней основе предоставят Украине гарантии безопасности.
Расмуссен заявил, что вопрос о членстве Украины в НАТО не может быть отложен на следующий год.
— Пришло время сделать следующий шаг и направить Украине приглашение о вступлении в НАТО. Нам нужна новая архитектура европейской безопасности, в которой Украина будет находиться в самом сердце НАТО, — сказал он.
Сторонники членства Украины в НАТО упираются в то, что практически невозможно предложить членство стране, находящейся в состоянии войны, так как согласно статье 5 НАТО о коллективной самообороне все страны-члены НАТО обязаны встать на активную защиту страны, находящейся в состоянии конфликта. Принятие в НАТО всей Украины фактически означало бы уведомление России о том, что НАТО собирается вступить в войну с Москвой.
В НАТО без оккупированных территорий
По мнению Расмуссена, исключение из состава НАТО территории, принадлежащей России, снизит угрозу конфликта между Россией и НАТО.
Расмуссен отрицает, что этот шаг приведет к замораживанию конфликта, уступив России украинскую территорию.
— Абсолютное доверие к гарантиям по статье 5 удержит Россию от нападений на украинскую территорию в рамках НАТО и, таким образом, освободит украинские силы для отправки на линию фронта, — считает бывший генеральный секретарь Альянса.
Он считает, что для того, чтобы сделать статью 5 надежной, необходимо “дать России четкий сигнал, что любое нарушение территории НАТО будет встречено ответом”.
По его словам, в некотором смысле это предложение похоже на введение бесполетной зоны для России, чтобы она не могла летать над украинской территорией или направлять ракеты на украинские города.
В преддверии следующего саммита НАТО ведутся переговоры о привлечении военных специалистов для проработки деталей их идеи, в том числе того, как в условиях меняющейся линии фронта можно было бы провести надежную демаркационную линию, обозначив украинскую территорию, считающуюся частью НАТО, и территорию, оккупированную Россией.
Расмуссен отметил, что существует неточный прецедент, поскольку западная Германия присоединилась к альянсу в 1955 году, и статья 5 распространялась на ее территорию, но не на территорию восточной Германии.
Три основных причины для членства в НАТО
Бывший генсек Альянса назвал три основные причины, по которым Украине должно быть предложено членство в альянсе.
Во-первых, по его мнению, Украина в составе НАТО будет служить оплотом против все еще агрессивной России.
Во-вторых, он сказал что серые зоны являются зонами потенциальной опасности.
— Мы должны осознать, что серые зоны — это зоны опасности. Нейтралитета в старом понимании этого слова больше не существует. Серые зоны становятся для Путина соблазном для нападения, — считает он.
В-третьих, считает Расмуссен, украинская армия в настоящее время является самой закаленной в боях армией в Европе и может служить примером для других европейских держав.
По его словам, в общей сложности 25 стран, помимо стран, входящих в G7, ведут переговоры с Украиной о заключении двусторонних соглашений в области безопасности в рамках “зонтичного” соглашения под названием Киевский договор о безопасности, которое должно стать мостом к полноправному членству в НАТО.
Договор включает в себя крупномасштабные поставки оружия, расширение обмена разведданными и поддержку оборонной промышленности Украины, чтобы она могла более самостоятельно производить оружие и боеприпасы.