В Украине предусмотрена ответственность за нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета. В некоторых случаях представители Национальной полиции могут осуществлять административное задержание, доставлять в ТЦК и СП.
Адвокат, управляющий партнер юридической компании Winner Игорь Ясько объяснил Фактам ICTV, в каких случаях осуществляют административное задержание, кто уполномочен это делать, когда человека могут доставить в ТЦК и СП, а также кто будет нести ответственность, если его удерживают больше отведенного законом времени.
Нарушение правил воинского учета
Национальной полиции Украины предоставлено право осуществлять административное задержание военнообязанных в случае нарушения законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации, доставлять их в ТЦК и СП (статьи 259 и 262 КУоАП, часть 3 статьи 38 закона Украины О воинской обязанности и военной службе).
ТЦК и СП могут обращаться в Нацполицию относительно доставки к ним лиц, совершивших административные правонарушения по статьям 210, 210-1 КУоАП (абзац 36 пункта 9 Положения о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки). Среди них:
- нарушение правил воинского учета;
- неявка на вызов в военный комиссариат без уважительных причин;
- несвоевременное представление сведений об изменении своего места жительства, образования, работы, должности.
После чего, в соответствии со статьей 262 КУоАП, работники Национальной полиции имеют право осуществить административное задержание.
По словам адвоката Елены Воронковой, военнообязанные могут попасть в розыск по нескольким причинам. Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, объявление в розыск в вопросах мобилизации происходит в случае нарушения гражданами статей 210 и 210-1 этого Кодекса:
- неявка по повестке,
- непрохождение ВЛК,
- необновление данных.
Проверить состояние своих данных можно через приложение Резерв+.
— Задержание проводится согласно статье 259 Кодекса Украины об административных правонарушениях, — отмечает адвокат Елена Воронкова.
Принудительная доставка в ТЦК осуществляется для составления протокола, если это невозможно сделать на месте. То есть, если лицо не явилось по повестке и было объявлено в розыск, то при его обнаружении работники полиции должны доставить его в ТЦК для составления административного протокола.
Когда гражданина могут задержать
Адвокат Игорь Ясько перечислил случаи, когда гражданин может быть задержан:
- в случае отказа от получения повестки полицейский, который входит в состав группы оповещения, проводит административное задержание, доставку гражданина в ТЦК и СП на основании статей 261 и 262 КУоАП;
- в случае отказа проследовать в ТЦК и СП полицейский, который входит в состав группы оповещения, проводит административное задержание и доставку гражданина в такой центр на основании статей 261 и 262 КУоАП во время проверки военно-учетных документов, если установлено, что гражданин нарушает правила воинского учета, определенные Порядком от 30 декабря 2022 № 1487 или законом Украины О мобилизационной подготовке и мобилизации, выявлено расхождения военно-учетного документа с данными в ЕГР.
В таком случае старший группы оповещения предлагает проследовать в ТЦК и СП для постановки на воинский учет, прохождения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе, уточнения персональных данных, военно-учетного документа с данными Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов, объяснил Игорь Ясько.
— То есть основанием для задержания и доставки правонарушителя является обращение в органы Национальной полиции о доставке граждан, совершивших правонарушения, предусмотренные статьями 210, 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях. При наличии отметки “розыск” работники полиции осуществляют задержание и доставку нарушителя в ТЦК и СП, — отметил адвокат.
Доставление правонарушителя в ТЦК и СП происходит на основании статьи 259 КУоАП. Такое задержание возможно только с целью составления протокола о совершении административного правонарушения и при невозможности его составления на месте совершения правонарушения.
По его словам, доставка может происходить в ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на учете, или же в любой другой районный ТЦК и СП.
Когда задержание и доставка в ТЦК является незаконным
— Если военнообязанный не совершил никаких правонарушений, то задержание и доставка являются незаконными. Если районный ТЦК и СП не имеет доказательств нарушения норм мобилизационного законодательства, то нет оснований для составления протокола. Поэтому его можно будет обжаловать, — считает он.
Во время задержания военнообязанный имеет право знать причины задержания и место направления. Также граждане имеют право привлекать адвокатов к составлению протокола и вынесению постановления, обратил внимание Игорь Ясько.
— Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. Все остальное не является законным. Если полиция нарушила требования закона Украины О Национальной полиции, нормы УПКУ и права задержанного, прокуратура привлекает сотрудников полиции к ответственности, — отметил адвокат.
Важно отметить, что статья 258 КУоАП дополнилась нормой о том, что протокол по статьям 210 и 210-1 не составляется, если нарушение совершено в особый период, или лицо не явилось в ТЦК без уважительных причин, или не сообщило причину неприбытия по повестке.
Но военнообязанный должен быть надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте вызова. То есть если лицо не обновило свои данные, не сообщило об изменении личных данных, не явилось по повестке, то ТЦК выносит определение о штрафе без протокола, объяснил адвокат.