20 ноября в Telegram-канале Трубу прорвало обнародовали записи разговоров главы ГБР Романа Трубы в своем кабинете.
В них идеть речь о делах Уляны Супрун, Петра Порошенко, Приватбанка и прямых задачах от Владимира Зеленского.
Подлинность или неподлинность этих записей должна подтвердить соответствующая экспертиза и суд, но они похожи на настоящие. Записи могут стать предметом серьезной антикоррупционной проверки. Однако, учитывая тот факт, что они, вероятно, сделаны незаконно, должна быть проверка, кем сделаны и с какой целью, — рассказывает политолог Руслан Бортник.
Почему записи слили
Сейчас развернулась ожесточенная борьба за пост главы Государственного бюро расследований. Верховная Рада в первом чтении приняла закон о реформировании ГБР. Одной поправкой предусматривается, что главу и его заместителей уволят сразу после вступления в силу этого закона, а именно в январе 2020 года, а сам государственный орган существенно усилят.
С коллегиального органа он превратится в единоличный, то есть будет под руководством одного человека с очень широкими полномочиями без всякой ответственности перед правительством и парламентом, который будет подчиняться президенту Украины. Это будет главная следственная структура страны.
Роман Труба — один из претендентов на эту должность, и обнародование записей должно нанести вред его репутации, достаточный для того, чтобы он повторно не занял пост главы ГБР.
Кроме того, записи обнародованы по резонансным расследованиям, которые ведет Труба — дело Порошенко и его окружения, дело Приватбанка и другие. Поэтому очень много желающих слить такой компромат.
Читайте: Скандал с прослушиванием в ГБР — реакция Трубы
Для самого Романа Трубы обнародование записей его разговоров означает подрыв репутации и прекращение или приостановление его карьеры, то есть непереизбрание на должность главы ГБР.
Как должна реагировать власть
Украинская власть должна решить все в законодательном поле. И обстоятельства осуществления этих записей, и их содержание должны быть проверены антикоррупционными структурами на предмет возможного совершения преступления как руководителем ГБР и его окружением, так и другими представителями власти.
Читайте: Будем проверять: Зеленский о скандале с прослушкой ГБР
Здесь можно говорить о целом ожерелье уголовных статей, начиная от коррупционных и заканчивая злоупотреблением властью, незаконным вмешательством в деятельность государственного деятеля. Это десятки статей Уголовного кодекса Украины.
Потенциально это дело может рассматривать или СБУ, или Генеральная прокуратура Украины, хотя есть вероятность, что именно руководство ГПУ имеет отношение к этой информационной атаке.
Однако этот компромат вредит не только Роману Трубе, но и руководителям Офиса президента и другим политическим лидерам, включая самого президента Украины.
Автор: Руслан Бортник, политолог.