Пандемия коронавируса скорректировала планы на весенние уик-энды и отпуска украинцев. А часть граждан даже потеряли деньги из-за отмены рейса или сгорания брони отеля.
Что делать в таком случае и есть ли возможность вернуть деньги?
По словам юриста Ивана Либермана, шанс есть. Существует такое понятие, как форс-мажор, и к нему могут апеллировать украинцы. Есть четкий механизм возврата средств в случае непредвиденной ситуации.
Читайте: Большинство авиакомпаний мира могут не дожить до мая
Как вернуть деньги?
Шаг 1
Надо написать заявление в Торгово-промышленную палату Украины о том, чтобы она выдала справку по месту требования для физлица о том, что в определенный период времени на территории Украины был форс-мажор.
Шаг 2
Написать досудебную претензию ко всем тем, кто должен вернуть средства: к авиакомпании, гостинице, посредникам. В ней описывается, что человек хочет вернуть, в связи с чем. Сюда же крепится справка с Торгово-промышленной палаты.
— Можно подавать в суд по месту нахождения ответчика. Например, это иностранная авиакомпания. Второй вариант — обратиться в суд по месту нахождения истца, — говорит юрист Иван Либерман.
После обращения в суд есть два варианта развития событий. Шансы выиграть процесс — 50 на 50.
— Поскольку эта пандемия не только в Украине, но и в других странах, каждая организация может обратиться к своим Торгово-промышленным палатам или подобным органам. К тому же в сделках может быть пункт о форс-мажоре, но также там может быть уточнение, что компания может на него не отвечать, — дополняет юрист.
Однако большинство компаний дорожат своим имиджем, и это может помочь украинцам, которые потеряли деньги.
— Здесь важную роль играют СМИ. Они являются вторыми судьями. Компании боятся огласки и формирования негативного имиджа. Поэтому они будут вынуждены вернуть средства, — подводит итог эксперт.
Напомним, раньше мы писали, что, по информации Торгово-промышленной палаты Украины, отечественные компании начали списывать свои проблемы на форс-мажор из-за карантина.