Достанет до Москвы: в скольких F-16 нуждается и получит Украина и куда сможет бить

винищувач F-16

Факти

4 августа в Украине отмечают День Воздушных сил — день наших защитников неба, которые с первых дней полномасштабной войны самоотверженно прикрывают с воздуха мирные украинские города и села от российских ракет. С 2022 года президент Владимир Зеленский неоднократно призывал Запад помочь закрыть небо над Украиной: сначала союзники начали передавать современные системы ПВО, а затем пришли к решению обновить наш авиафлот истребителями F-16.

Ждем американские самолеты уже более года, ведь, кроме самих F-16, мы нуждаемся в хорошо обученных пилотах.

Поэтому Факты ICTV решили узнать, как F-16 в Украине могут “изменить погоду” на фронте.

Что известно об истребителе F-16

Истребитель F-16 Fighting Falcon четвертого поколения разработан американской компанией General Dynamics для Военно-воздушных сил США. Это довольно универсальный всепогодный многоцелевой самолет, который стоит на вооружении 24 стран.

Он обладает высокой маневренностью и хорошо зарекомендовал себя в воздушных боях и атаках класса воздух-поверхность.

Как отмечают ВВС США, в воздушных боях маневренность и боевой радиус F-16 (расстояние, на которое он может пролететь для вступления в воздушный бой, пребывания в нем, ведения боя и возвращения) выгодно обходят другие истребители, которые представляют потенциальную угрозу.

F-16 может находить цели при любых погодных условиях и обнаруживать самолеты на малых высотах, в условиях радиолокационных помех.

Інфографіка: Факти ICTV

Одноместный самолет F-16A впервые поднялся в воздух в декабре 1976 года. Истребитель F-16B, двухместная модель, имеет тандемные кабины примерно такого же размера, как и в модели А.

F-16 ВВС США получили с 1981 года, однако с того времени прошли ряд серьезных программ модернизации в системах управления и отображения информации в кабине пилота, что привело к созданию самолетов F-16C и F-16D, которые являются одно- и двухместными аналогами F-16A/B.

Самолеты F-16 построили в рамках соглашения о создании консорциума между США и четырьмя странами НАТО: Бельгией, Данией, Нидерландами и Норвегией. Истребители F-16 консорциума собираются из компонентов, произведенных во всех пяти странах. Бельгия также обеспечивает окончательную сборку двигателя F100, который используется в европейских F-16.

Читайте также
США оборудуют современным вооружением F-16, которые передадут Украине — WSJ

Коалиция истребителей для Украины

— Сегодня я могу сказать: у меня есть потребность. Потребность в защите нашего неба. Потребность в вашем решении, в вашей помощи, — обратился президент Украины Владимир Зеленский к американским конгрессменам в марте 2022 года.

С тех пор Украина начала подавать запросы в разные страны по обновлению и усилению нашего авиационного флота. Ведь Воздушные силы ВСУ на своем вооружении имеют Су-24, Су-25, Су-27 и МиГ-29.

Первыми на призыв Украины откликнулись Польша и Словакия, которые передали советские МиГ-29. Нидерланды в январе 2023 года заявили, что готовы рассмотреть передачу украинцам F-16. Такое же заявление прозвучало и от Дании. На начало июня 2023 года в авиационную коалицию истребителей для Украины вошло не менее 10 стран, которые готовы способствовать подготовке летчиков и технического персонала или передать самолеты.

В июле 2024 года премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере заявил, что его страна передаст Украине шесть самолетов F-16.

На сегодня коалицию истребителей формируют 14 государств.

Как F-16 в Украине помогут на первом этапе

Наиболее вероятно, что после получения истребителей F-16 Украина начнет их использовать как средство противовоздушной обороны, ведь F-16 способны сбивать и самолеты, и ракеты, и дроны. То есть самолеты будут работать над западом и центром нашего государства как средства ПВО, считает военный эксперт Александр Мусиенко.

Постепенно самолеты перейдут к выполнению задач по поражению наземных объектов российского врага, ведь для F-16 Украина должна получить и соответствующее вооружение, например, авиационные GPS-бомбы JDAM, или же скоростные противорадарные ракеты HARM, которые способны ослепить российские системы ПВО.

В-третьих, истребители F-16 в Украине — это идеальное противодействие российской авиации, в частности носителям КАБов (управляемых авиабомб), которые РФ активно применяет на фронте.

Александр Мусиенко очень надеется, что Запад, в конце концов, позволит применять самолеты F-16 для ударов по территории России. По крайней мере против этого не возражают Нидерланды и Дания.

— Но здесь вопрос в ракетах, ведь они американские, а США до сих пор не дали разрешения бить своими ракетами по военным целям вглубь РФ. Но я искренне надеюсь, что наши партнеры дадут нам такое право, потому что оно очень необходимо. Об этом неоднократно говорил президент Украины. Нам нужно иметь возможность наносить удары по тылу врага, уничтожать его военные объекты, — говорит эксперт.

Смотрите также
Применение будет точечным и ювелирным: как F-16 повлияют на ход боевых действий

Какое вооружение могут нести F-16

Кроме вышеупомянутых бомб JDAM и ракет HARM, самолеты F-16 способны нести ракеты ближнего радиуса действия AIM-9 Sidewinder, ракеты класса воздух-воздух AMRAAM. Также истребители можно оснастить крылатыми ракетами класса воздух-земля AGM-158 JASSM, которые способны лететь на 500 километров, отмечает Александр Мусиенко.

— На самом деле преимущества Ф-16 в том, что к ним адаптировать можно много вооружения, и этот самолет поднимает нагрузку более чем в два раза, чем МиГ, — говорит эксперт.

Ранее издание The Wall Street Journal также сообщало, что Вашингтон планирует передать Киеву ракеты класса воздух-воздух AIM-120C-8 AMRAAM и AIM-9X, а также AGM-88 HARM. Кроме того, США предоставят и другое современное вооружение для F-16, но какое именно — пока не уточняется. Да и когда начнется поставка, тоже не сообщается.

Куда Украина сможет бить с F-16

По словам Олександра Мусиенко, если у Украины будет разрешение бить западным вооружением по военным целям на территории России, то, например, ракетами JASSM дальностью в 500 км мы сможем доставать и до авиабазы Балтимор в Воронедской области. К слову, автомобильными дорогами от Харькова до авиабазы расстояние примерно 356 км.

Google Maps

Если это ракета JASSM на 1000 км, то и до Москвы сможем доставать, говорит военный эксперт.

— Если мы говорим о ракетах JASSM, то сможем доставать по всем аэродромам, расположенным вдоль границы, откуда взлетали Су-34: и Морозовск, и Миллерово в Ростовской области, и другие. То есть так мы отгоним как можно дальше российскую авиацию, — отмечает Александр Мусиенко.

Читайте также
Откуда РФ атакует территорию Украины — карта вражеских аэродромов

Сколько нужно самолетов F-16 для Украины

Украина стремится получить 128 самолетов. Но стоит понимать, что с такими темпами поставок на это может уйти не один год. Но Украина рассчитывает по очень оптимистическому сценарию в этом году получить до 20 бортов. По не оптимистическому сценарию можем получить полную эскадрилью — это 12-14 самолетов, считает Александр Мусиенко.

— Нам нужно много самолетов, потому что задачи стоят амбициозные, но здесь дело начала боится. Я считаю, что само начало поставок F-16 для Украины важно, поскольку это тот старт, та отправная точка, от которой уже можно дальше двигаться. А еще это важный сигнал России, что Запад последовательно поддерживает Украину, — отмечает эксперт.

В комментарии Фактам ICTV авиаэксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации имени А.К. Антонова Валерий Романенко отметил, что количественное преимущество над Россией в самолетах мы не сможем достичь, поскольку РФ сама выпускает борта, а мы вынуждены ждать, когда партнеры нам передадут.

По его словам, пока не известно, будет ли качественное преимущество F-16 над российскими современными истребителями. Например, радары F-16 способны обнаруживать самолеты на расстоянии 120 км, а российские истребители могут это делать до 300 км.

Но некоторыми тактическими способами преимущества россиян можно будет нивелировать, особенно если самолеты F-16 для Украины будут оснащены эффективными бортовыми комплексами обороны, способными отводить российские ракеты от F-16. То есть мы сможем подходить ближе к врагу и осуществлять пуски на поражение. К тому же у россиян не все истребители имеют дальнобойные ракеты, а основное их оружие — это ракеты Р-77 с дальностью 120 км, отмечает Валерий Романенко.

— Если Ф-16 встретится с российским истребителем со стандартным вооружением, тогда мы будем иметь преимущество. Потому что россияне с большей дальности смогут наш самолет зафиксировать, но не поразить, а вооружение с Ф-16 сможет достать до российского истребителя, — говорит авиаэксперт.

Валерий Романенко напомнил, что Украина, наиболее вероятно, сможет использовать F-16 с малых высот и не ближе 40 км от линии фронта, о чем ранее отмечал главнокомандующий Вооруженных сил Украины Александр Сырский. Потому что если самолет поднимется на 500 или 1000 км, то станет целью для российских дальнобойных комплексов С-400, у которых эффективная дальность до 200 км.

Кроме того, россияне заявляли, что смогут поднять в воздух свои самолеты радиолокационного обнаружения А-50 и наводить зенитные ракеты на наши F-16, передавая управление на А-50.

— Но пока это все байки. Удастся ли россиянам это сделать — вот вопрос, — отмечает Валерий Романенко.

Но и нам наверняка придется просить западных партнеров об усовершенствовании F-16, чтобы качественно воевать против врага. Ранее вице-президент концерна Lockheed Martin говорил, что любой самолет они смогут довести до стандартов Block 70/72, а это означает, что часть оборудования будет с истребителей пятого поколения: это и радары до 300 км, современные пусковые системы, системы обмена тактической информацией и тому подобное.

— Или же будем просить шведские самолеты Gripen. Хотя нам тоже дадут не самые современные, — считает Валерий Романенко.

По словам Александра Мусиенко, окончательного решения о передаче Украине истребителей Gripen нет.

Самолеты Mirage 2000 для Украины

Что касается французских самолетов Mirage 2000, то авиаэксперт Валерий Романенко не очень оптимистичен, ведь эти машины поколения 4.0. Хотя их можно будет использовать как средства ПВО, хотя они будут лучше работать, чем наши МиГи и Су-27, но для воздушных боев Миражи вообще не годятся, отмечает Валерий Романенко.

Читайте также
Истребители Mirage 2000: характеристики и что известно о самолетах, которые передала Франция

По его словам, дальность RDY-радаров Mirage 2000 такая же, как и у наших самолетов, но они лучше работают по целям, которые летят на малой высоте на фоне земли. И при этом дальнобойность ракет класса воздух-воздух для Миражей всего 80 км.

При этом Валерий Романенко не видит смысла навесить на самолет Мираж-2000 более новое вооружение, потому что каждая страна, которая имеет эти самолеты, адаптировала их под свои ракеты, и вряд ли сейчас будет исследовать, как это можно усовершенствовать, потому что сегодня практически все пытаются избавиться от этих старых самолетов, как вот Греция и Франция.

А вообще Валерий Романенко считает, что боевой авиафлот страны должен состоять из одного типа самолетов. Но если Украина будет иметь и F-16, и Mirage 2000 и Gripen, то тогда нам придется иметь три разные инфраструктуры для этих самолетов и три базовых аэродрома, которые надо будет прикрывать системами ПВО. И вряд ли у нас будет столько ЗРК Patriot для этого.

Читайте также
Даже 50 недостаточно: Зеленский объяснил, сколько самолетов F-16 нужно Украине

По словам Александра Мусиенко, самолеты Mirage 2000 — это фронтовые бомбардировщики, которые могли бы заменить наши Су-24, или работать в паре с ними. Такие самолеты можно использовать для ударов по наземным объектам. На сегодня известно, что Франция готова передать Украине 20 Миражей-2000.

По мнению военного эксперта, Украина может сосредоточиться на двух типах самолетов: Mirage 2000 и F-16.

— Как раз министр иностранных дел Швеции Тобиас Бильстрем и был прав, когда заявил, что Украине сначала нужно получить F-16 и Миражи, потому что еще Gripen — это будет слишком. Здесь лучше сделать акцент на двух типах самолетов. А если у нас будут возможности и мощности, то можно взять и третий тип латок, но это только по согласованию Воздушных сил Вооруженных сил Украины, — отмечает Александр Мусиенко.

Он не исключает, что первые самолеты Мираж-2000 могут поступить в Украину уже в начале 2025 года.

Условия эксплуатации F-16 в Украине

Александр Мусиенко считает, что перед Украиной не будет стоять вопрос в инфраструктуре и обслуживании истребителей F-16, потому что мы приспособимся ко всему.

По его словам, например, Gripen не такой капризный, он подобен советскому типу самолетов, может садиться на автострадах. Поэтому мы будем делать все для того, чтобы обеспечить условия эксплуатации для любого типа самолета, который определят Воздушные силы — у нас нет другого выхода.

Читайте также
Украине может понадобиться иностранный истребительный легион — полковник США о пилотах F-16
Валерий Романенко авиаэксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации имени О. К. Антонова
Марта Бондаренко редактор ленты
Александр Мусиенко Политический консультант, руководитель Центра военно-правовых исследований, адвокат
Категории: Украина