Взрыв над Кремлем. Это выглядит очень драматично. Два беспилотника и один небольшой взрыв были сняты над башней одного из зданий Кремля. Не предоставив никаких доказательств и не объяснив, почему это может быть правдой, российские власти обвинили Украину, заявив, что это была попытка покушения на Владимира Путина.
Россияне лгали о каждом важном событии в этой войне и всегда представляли себя и своего президента как ее жертву. Поэтому мы имеем право сомневаться в том, что они говорят.
Украинские власти отрицают свою причастность к беспилотникам над Кремлем. Они ничего не получили бы от такой операции, а потеряли бы очень много. Их союзники уже отказывают им в предоставлении оружия на том основании, что они могут использовать его для нападения на Москву.
Таким образом, такая громкая украинская атака нанесла бы ущерб Украине, сделав менее вероятным получение ею поставок, необходимых для победы в войне и прекращения кровопролития в собственной стране. Вопрос об украинской мотивации, как правило, возвращает нас обратно к россиянам.
Даже если предположить, что украинцы лгут и неправильно оценивают собственные интересы: Могли ли они запустить беспилотник над Кремлем? Это кажется маловероятным. Москва имеет мощную систему противовоздушной обороны, а Кремль, вероятно, является местом, которое тщательно охраняется.
Это наводит на мысль, что люди, которые запустили дроны над Кремлем, были теми же людьми, которые отвечают за противовоздушную оборону. Итак, вопрос об украинских возможностях также возвращает нас к россиянам.
Продвигая логику еще дальше: давайте предположим, что украинцы врут, неправильно понимают собственные интересы и действительно имеют возможность проводить операции в Москве. Даже если бы все это было правдой, стала бы такая специальная украинская команда тратить такие возможности и раскрывать свое существование, атакуя символически значимую, но оперативно бессмысленную цель — флагшток на крыше здания? Это не имеет особого смысла. Если бы они пошли на такой риск, то сделали бы что-то значимое.
По моему мнению, наиболее вероятным сценарием является то, что российское государство инсценировало этот инцидент как фейковое оправдание военных преступлений в Украине. Имейте в виду, что это лишь обоснованные предположения. На мою точку зрения влияет моя работа как историка таких операций (операций под чужим флагом или маскировки). Я знаю, что они случаются. Но помните, что история также полна нескоординированных действий и импровизаций.
Реакция российской пропаганды дает основания считать, что это была российская маскировка. За 14 месяцев этой войны с Россией произошло много позорных вещей. Битвы были проиграны. Внутри России взрывались сооружения. Они взрываются и сейчас, в дни до и после инцидента в Кремле.
В большинстве случаев российская реакция заключалась в игнорировании неудач. Когда же реакция появлялась, она, как правило, была запоздалой и путаной. В случае с беспилотниками над Кремлем Москва сделала четкое заявление для прессы. Это свидетельствует об определенной цели.
Зачем России инсценировать инцидент в Кремле?
Это самое простое: попытаться сплотить россиян в поддержку войны и заявить, что Россия является ее настоящей жертвой и ей позволено делать все, что она хочет. Российское пропагандистское телевидение использовало этот инцидент, чтобы призвать к мерам по военным преступлениям.
Экс-президент России Дмитрий Медведев призвал к убийству президента Украины. На следующий день после атак пресс-секретарь России сказал по сути то же самое, но менее дикими словами: это дает нам разрешение на “возмездие” в Украине. Другими словами, идея состоит в том, чтобы переосмыслить нарратив так, чтобы Путин и Россия стали жертвами.
Конечно, Россия уже вторглась в Украину и сделала это 14 месяцев назад, руководствуясь неправдоподобной логикой, что россияне являются жертвами. Она уже совершает военные преступления. Россия уже пыталась убить Зеленского, засылая киллеров в начале войны, и постоянно убивает украинских гражданских. Больше года ее солдаты казнят местных лидеров, пытают большое количество людей, похищают детей и разрушают целые города.
Для украинцев дроны и ракеты являются ежедневной и убийственной реальностью. Что бы на самом деле ни произошло над Кремлем, никто не погиб и не пострадал. В то же время Россия атаковала гражданских в Киеве, Одессе и Херсоне. Во время нападений в Херсоне погибло 23 человека.
Но забрасывать ракетами торговые центры, как это сделала Россия вчера в Херсоне — это не способ выиграть войну. Война идет не очень хорошо для России. Сотни российских солдат гибнут каждый день, без всякого заметного выигрыша. Мобилизационные повестки теперь доставляются в электронном виде, так что у мужчин нет времени, чтобы сбежать из страны.
Война становится все менее популярной среди россиян в целом. Российская оппозиция за рубежом выступила с четким заявлением против войны. В России регулярно загораются и взрываются нефтяные резервуары и другие объекты. А украинское контрнаступление приближается. Поэтому постановочная атака на Кремль может быть попыткой консолидации нации против врага, который якобы делает такие вещи.
Существует последняя причина, почему Россия могла инсценировать такой инцидент именно сейчас. 9 мая в Москве и по всей России должны были состояться обычные парады в честь победы Красной армии во Второй мировой войне. Традиционно россияне несут фотографии родственников, которые воевали и погибли тогда. Много молодых российских ребят погибли в Украине, и это ужасно.
Если россияне, которые будут идти 9 мая, будут нести фотографии своих близких, мужчин, которые погибли на этой войне, ситуация может выйти из-под контроля. Россияне могли бы посмотреть друг на друга и осознать масштаб бедствия, которое принес им их лидер. Российские власти поспешно отменяют эти марши. Атака на Кремль дает им для этого повод.
Я могу ошибаться насчет фальшивого флага. Опытные наблюдатели за Россией считают, что эти изображения просто слишком застенчивы для Кремля. Возможно, так оно и есть. А возможно, эта операция просто не была продумана до конца? Российские операции в отношении Украины в целом не сработали так, как ожидалось.
Если я ошибаюсь, следующим наиболее вероятным сценарием будут российские партизаны или межведомственный спор. В отличие от украинцев, российские партизаны имели бы все стимулы сделать что-то заметное и унизительное. В таком случае большинство соображений, приведенных выше, остаются в силе.
Для Кремля было бы логично обвинить Украину в действиях россиян, которые он не может контролировать. Последнее, что он хотел бы, чтобы россияне знали — что внутри России существует скоординированная оппозиция войне.
Кремль будет продолжать генерировать выдумки, а реальные люди будут гибнуть. Независимо от того, украинцы это или россияне, их смерть не будет иметь значения для Путина, который будет предпочитать ложь, позволяющую ему утверждать, что он является жертвой. В этом смысле взрывы над Кремлем не являются чем-то новым, а лишь примером модели этой войны, которая присутствовала с самого начала.