Первые официальные встречи Владимира Зеленского в двустороннем формате с лидерами Франции Эммануэлем Макроном и Германии Ангелой Меркель подчеркивали сохранения европейского вектора внешнеполитического курса новой администрации.
Однако, особенность украинских предвыборных процессов такова, что несколько месяцев назад Владимир Зеленский стал объектом информационной атаки из лагеря Порошенко под предлогом якобы угрозы сдачи национальных интересов. А уже сейчас, в разгар парламентской кампании, отдельные политические силы его нещадно критикуют за подражания порошенковского нарратива и нежеланием обеспечить мир на Донбассе.
В условиях разного виденья украинским населением подходов к реинтеграции оккупированных территорий и использования этой фрагментарности политическими силами в собственных интересах, трудно артикулировать целостную, приемлемую для всех позицию в переговорах с международными партнерами.
Более того, на фоне активной фазы избирательной кампании и с учетом неоднородности электората партии Слуга народа, необходимо находить баланс как в своих действиях, так и в риторике, чтобы не допустить проседания высоких рейтингов.
После важного шага с роспуском Верховной Рады, команда Зе получает ситуативную помощь со стороны старой системы, следуя инстинктам самосохранения, блокирует популярные инициативы и играет на руку президенту. В то же время, риторика несколько раз давала небольшие сбои или приводила к сомнительным эффектам, как заявление Геруса о шутках президента о тарифах, размышления Стефанюка о двухпалатном парламенте и, собственно, казус с самым Зеленским и его тезисами для выступления в Брюсселе.
Вероятно, что во время официальной части брифингов с Макроном и Меркель, Зеленский не хотел создавать предпосылки для новых провокаций или неоднозначных интерпретаций и сглаживал углы с помощью общих фраз без особой смысловой нагрузки.
Не стоило ожидать резонансных заявлений или анонсирования альтернативных моделей обеспечения мира на Донбассе. В фарватере условной дипломатической абстрактности вели себя и европейские лидеры.
Однако, за ширмой демонстративной осторожности, при учете начисленных месседжей во время совместных выступлений, событий, предшествовавших визитам и индивидуальных интересов как Эммануэля Макрона, так и Ангелы Меркель, можно выделить несколько подтекстов, которые следует принять во внимание президентской администрации в случае дальнейшей конкретизации диалога на самых высоких уровнях.
Эммануэль Макрон
С председательством Франции в Большой семерке президент получил еще один шанс подтвердить аргументированность собственных геополитических амбиций и зарекомендовать себя в качестве лидера новой Европы.
Минимальное поражение на выборах в Европарламент главному врагу Марин Ле Пен заставляет Макрона активизироваться на внешнеполитическом треке. Наиболее вероятными направлениями такой активизации будут служить вопросы безопасности и экономические проекты по реформированию ЕС и перехвата инициативы в налаживании диалога с Российской Федерацией.
Французский президент выступает за прагматичное распределение переговорных кейсов в отношениях с Россией, что проявятся в четком разграничении санкций за аннексию Крыма, агрессию на Донбассе и запуск процедуры возврата российской делегации в ПАСЕ.
Читайте: Оснований нет — Зеленский о возвращении России в ПАСЕ
Французская сторона готова к полноценному восстановлению встреч в Нормандском формате при условии наглядных результатов работы в Трехсторонний группе. В указанном контексте, недавно объявленные предложения Леонида Кучмы, несмотря на неоднозначный резонанс в украинском информационном пространстве, будут приветствоваться нашими партнерами во Франции.
К сожалению, складывается впечатление, что Эммануэль Макрон намекает российской стороне на его личную готовность оставить за рамками вопрос Крыма и начать процесс нормализации отношений в случае уступок Кремля в донбасскому урегулировании.
Читайте: Встреча в Нормандской формате подготовят в ближайшее время — Зеленский
Настораживает его предыдущее заявление швейцарской прессе о выполнении Минских соглашений как условия для возвращения России в G8, с учетом того, что исключение состоялось по результатам аннексии Крыма.
Макрон заинтересован в установлении прямой коммуникации между Зеленским и Путиным. Можно предположить, что основанием и определенной легитимацией такого контакта служило бы освобождение украинских военнопленных моряков.
Читайте: Возвращение России в G8: Макрон назвал условие
Положительным аспектом для двусторонних отношений служит благоприятная динамика развития контакта между Зеленским и Макроном, что может свидетельствовать о наличии определенной положительной химии.
Хорошим продолжением общения на высшем уровне стал бы визит французского президента в Украину. Стоит отметить конструктивность заявлений о расширении экономического сотрудничества (подход имел место и во время визита в Германию, что определяет положительную тенденцию). Очень важно, чтобы декларации конвертировались в практические результаты, тогда бы мы могли усиливать собственные переговорные позиции и продемонстрировать собственную субъектность.
Ангела Меркель
В части, касающейся готовности к поддержке Нормандского формата, позиция немецкого канцлера не отличается от французского президента. При этом, будучи единственным создателем Минских договоренностей, остался на должности и при деле (учитывая особенности демократического процесса в России, Путин не в счет), их окончательный провал станет жестким ударом по рейтингам политика и ее партии.
Читайте: Северный поток-2 и транзит газа: Зеленский озвучил Меркель позицию Украины
Меркель сохраняет прагматизм в вопросе строительства Северного потока-2, которое стало чуть ли не одним из ключевых элементов содержания от распада коалиции с социал-демократами.
Экономическая выгода и геополитические амбиции ФРГ превалируют даже над угрозой американского санкционного давления, что ставит под сомнение целесообразность нарушение данного вопроса Украины в формате двусторонней коммуникации.
Следуя принципу фрагментарности интересов в рамках real politik, мы можем присоединиться к противникам газопровода и демонстрировать свою позицию на других переговорных площадках, а во время диалога с немецким руководством акцентировать внимание на выработке общей позиции по поводу заключения долгосрочных договоров на обеспечение сегодняшних объемов транзита газа через украинскую территорию.
При отсутствии прогресса в донбасском урегулировании, в вопросе дальнейшего использования санкций как инструмента воздействия на Россию, позиция Меркель сводиться лишь к поддержке существующих, но не внедрение новых.
Читайте: Встреча Зеленского и Меркель: санкции останутся, пока РФ не вернет Крым
Таким образом, призывы Зеленского о необходимости усиления давления на агрессора в сегодняшних реалиях не найдут поддержки у немецкого канцлера.
По результатам визитов напрашивается общий вывод, что перед новой украинской администрацией все больше будет возникать потребность в проявлении государственной позиции по поводу урегулирования ситуации в Донбассе.
Нарушение устойчивости единого европейского дипломатического фронта по поддержке Украины может состояться не только благодаря деструктивной деятельности популистов или пророссийской пятой колонны на территории ЕС, но и при пассивности украинской стороны в вопросе реинтеграции неподконтрольных территорий и отсутствии наглядных результатов во внедрении антикоррупционных реформ.
Наши европейские партнеры понимают, что нормализация ситуации на Донбассе невозможна без политической воли Российской Федерации, а не только Украины, но как во Франции, так и в Германии уже ждут от нас не только призывов о необходимости усиления санкций, а четкой программы действий, стратегии возвращения оккупированных земель, которая не ограничивается исключительно дипломатическим санкционным давлением против агрессора со стороны ЕС.
После перезагрузки Верховной Рады, формирования парламентского большинства и назначения правительства, с новой силой углубится интерес ЕС к украинским внутриполитическим реформам, угроза очередного провала которых еще больше будут раздражать Макрона и Меркель, а тон новых встреч будет переходить в другую, не такую товарищескую плоскость.
Автор: Антон Найчук, директор Фонда общественной дипломатии.