Рада одобрила законопроект № 7033-д о засекречивании судебных решений: какие существуют риски

Народные депутаты приняли в первом чтении законопроект № 7033-д, который предусматривает засекречивание от общественности информации о судебных решениях по мобилизации и выполнении воинского долга.
Как отмечает Судебно-юридическая газета, в законопроекте предлагается убрать от общественности отдельные сведения в Едином государственном реестре судебных решений, поскольку это может быть расценено как “чувствительная информация в условиях войны”.
Законопроект № 7033-д: что известно
Автор законопроекта — нардеп от фракции Слуга народа Денис Маслов, бывший судья, который сейчас является председателем Комитета по вопросам правовой политики Верховной Рады.
В документе предлагается предоставить суду право дополнительно определить соответствующую информацию как такую, которая не подлежит разглашению, в тех случаях, когда разглашение отдельной информации, по убеждению суда, “может навредить безопасности”. Это означает, что суд самостоятельно сможет принимать решение о том, какие судебные постановления следует убрать из публичного доступа.
Как указывают в профильном комитете, ко второму чтению в парламенте предлагается закрыть в реестре также и отдельные виды судебных решений, касающихся санкций за невыполнение воинского долга.
В заключении комитета к законопроекту говорится, что “члены Комитета считают, что при подготовке ко второму чтению законопроекта № 7033-д есть необходимость в применении статьи 116 Регламента в части положений, касающихся изменений, внесенных законом о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета”.
Объекты критической инфраструктуры
Судебно-юридическая газета указывает на то, что в законопроекте №7033-д предусмотрено сокрытие наименований объектов критической инфраструктуры в текстах судебных решений.
— А туда (в перечень объектов критической инфраструктуры, — Ред.) входят, например, избирательные комиссии, СМИ, сами суды и органы государственной власти. Итак, если речь будет идти, например, об избирательном споре, то узнать, кто с кем судился, будет невозможно, — говорится в материале.
Впрочем, в перечень объектов критической инфраструктуры можно отнести “неопределенное число объектов”, указывает газета, поскольку постановление правительства Украины от 16.12.22 № 1384 определяет порядок отнесения объектов к критической инфраструктуре. В их число могут входить:
- объекты, которые занимаются подготовкой и проведением выборов и референдумов,
- органы государственной власти и местного самоуправления,
- средства массовой информации,
- суды,
- органы, которые отвечают за пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальные услуги,
- рынок небанковских финансовых услуг, рынок платежных услуг и тому подобное.
— Возникает вопрос, должны ли в таком случае закрывать и название суда, который вынес судебное решение, ведь он тоже может входить в перечень объектов критической инфраструктуры? Если следовать логике законодателя, то из Реестра должны исчезнуть и наименования государственных органов, — указывают в газете.
Отсрочка доступа к решениям суда
Кроме того, проект закона 7033-д расширяет перечень решений суда, доступ к которым будет отсрочен.
К нему добавлены постановления об аресте имущества и временном доступе к вещам и документам.
Предусмотрено, что как доступ граждан, так и доступ государственных органов (которые имеют полный доступ к Реестру судебных решений) к постановлениям об аресте имущества и временном доступе к вещам и документам, об отказе в удовлетворении ходатайства об аресте имущества и временном доступе к вещам и документам, о разрешении на обыск жилья или иного владения лица, о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия и т. д. обеспечивается “через год после внесения таких постановлений в реестр“.
Оценка законопроекта
Как указывает Судебно-юридическая газета, “проект выписан достаточно пространно”. Кроме того, сегодня Реестр судебных решений не предусматривает возможности закрыть все нужные решения сразу, поскольку “представляет собой свалку документов”.
В Transparency International Ukraine отмечают, что этим законопроектом планируется предоставить судьям право произвольно изымать из судебного реестра информацию из решений по делам, рассмотренным в открытом заседании, “что противоречит общему принципу гласности судебного процесса и несет коррупционные риски”.
Таким образом, это может представлять опасность для дальнейшей интеграции Украины в Европейский Союз, указывают в TIU.