Недавно на одном из мероприятий в Киеве известного архитектора Хироки Мацууру спросили, что он думает об Украине и нашей архитектуре.
Он ответил достаточно откровенно про Киев, в котором бывал не раз.
– Если смотреть сильно прищурившись, чтобы было видно только небольшую часть, то это самый красивый город, который я видел.
Действительно, украинские города не выглядят как европейские. К сожалению, красивые панорамы искажаются домами-гигантами, не к месту в исторической застройке появляются высотки, которые перекрывают весь вид и жмутся друг к дружке из-за отсутствия свободного места.
Уже практически типичная картина города – огромные многоэтажки, отсутствие зеленых зон и благоустройства территорий, нехватка социальной инфраструктуры. Причин такой ситуации две – несовершенство строительных норм и их невыполнение застройщиками.
Действительно, в Украине многие ДБН (государственные строительные нормы), по которым ведется строительство, устарели, не учитывают современные условия и необходимые для нынешних реалий ограничения.
Сейчас из 109 действующих ДБН ¼ часть устарела и требует скорейшего обновления. К примеру, один из важнейших ДБН – по градостроительству, планированию и застройке населенных пунктов – действует с 1992 года.
Пересмотр ДБН – одна из приоритетных задач Минрегиона начиная с 2017 года. И наша главная цель – безопасность и комфорт людей.
Читайте: Войдет ли Украина в десятку рейтинга Doing Business-2019 по строительному показателю
С 1 августа вступит в силу новый ДБН по планированию и застройке населенных пунктов – базовый, очень важный документ, в котором прописаны основные правила современного градостроительства.
Какие новые нормы застройки
- Нормирование высотности застройки
Мы вводим новое понятие “голубые линии”, которые будут регулировать ограничение застройки по высоте и силуэту, что поможет гармонизировать пространство наших населенных пунктов и значительно уменьшить проблему хаотичной застройки. Наверное это странно, но сейчас в Украине не существует норм по ограничению высотности застройки. Такие ограничения как раз и вводятся новым ДБН.
Еще одни линии ограничения высоты строительства – “желтые линии” – направлены на обеспечение безопасности людей.
Это ограничения максимального распространения завала зданий в случае их разрушения при чрезвычайной ситуации. То есть, чем ближе здание находится к эвакуационным путям – как правило это магистральные улицы городов – тем ниже оно должны быть. Более высокие здания должны строиться дальше от таких дорог.
Таким образом, желтые линии должны предотвращать возможное перекрытие путей эвакуации.
Для регулирования высотности, а также плотности строительства новым ДБН предусмотрены и другие изменения.
К примеру, устанавливается процентное ограничение новой застройки в зависимости от этажности. Суть – чем выше этажность здания, тем меньше процентов застройки территории.
Это нововведение сможет предотвратить сплошную застройку всех участков земли без создания соответствующего благоустройства территории, комфортного для ее жителей. Сейчас отсутствие граничных параметров застройки по этажности приводит к частым случаям застройки до 90% или даже 100% всего участка – без детских садов, скверов и игровых площадок и даже хоть какого-нибудь озеленения территории.
Как это будет работать
Для проектирования жилых домов выше 11 этажей предусмотрена застройка не более 30% земельного участка, остальная земля – под благоустройство (зоны отдыха, детские площадки и иное благоустройство). Если же этажность застройки до 4 этажей, то застроить можно 45% территории и так по схеме 5-8 этажей – 40%, 9-10 этажей – 35%.
Чем выше здание, тем больше людей живет в доме и нуждается в комфортных условиях проживания и обустройстве прилегающей территории.
Еще одной нормой, которая будет регулировать высотность застройки, станет ограничение этажности жилых домов в зависимости от размера населенного пункта, так называемое ранжирование высотности в зависимости от их классификации и численности населения. Это позволит планировать дальнейшее развитие населенных пунктов, учитывая возможности их инфраструктуры. Ведь сельская местность не имеет достаточной инфраструктуры.
- Плотность застройки
Наши города должны быть комфортными и безопасными для проживания, а не превращаться в каменные джунгли. Поэтому мы устанавливаем границы максимальной плотности застройки. Норма плотности действовала и до этого, но есть нюанс.
Была прописана максимальная плотность населения 450 человек на гектар, но при этом она могла неограниченно, в разы, увеличиваться при соответствующем обосновании и доходить до 1000-2000 человек на гектар. На практике это могли быть любые обоснования, и они принимались. То есть, кто как хотел, так и обосновывал необходимость такого увеличения. Как результат – в больших городах земельные участки могли превращаться в сплошную застройку.
Теперь, чтобы исключить такую возможность и предоставлять комфортные условия для проживания жильцов в новом ДБН устанавливаются границы плотности 150-450 человек на гектар, и эту плотность можно увеличить максимум только на 20% (до 540 чел/га) и только при обязательных одновременных условиях:
- наличие на территории микрорайона подземных или многоэтажных гаражей для авто и велосипедов.
- наличие встроенно-пристроенных детских садов на территории и открытых зеленых террас в жилых и общественных зданиях на территориях.
- наличие объектов повседневного обслуживания в территориальной доступности.
- Зеленые зоны и благоустройство
Еще один новый термин в ДБН – зеленые линии. Это также ограничения, но уже в части застройки в зеленых территорий. То есть, они определяют границы озелененных, ландшафтных и рекреационных зон, которые ни при каких обстоятельствах нельзя будет застраивать.
Во-первых, это сбережет ценные зеленые территории населенных пунктов и сократит до минимума появление незаконных застроек в таких зонах и сделает генеральные планы наших городов более защищенными. Все эти линии ограничения будут определяться градостроительной документацией в каждом населенном пункте.
Читайте: Легализация частных самостроев: правила и угрозы
Для того, чтобы в жилых районах было комфортно и удобно, новыми нормами запрещается размещать парковки внутри дворов. При этом обязательным требованием является обеспечение беспрепятственного проезда и доступа ко всем помещениям здания спецтехники. В частности, пожарные машины должны иметь подъезд к дому со всех сторон, а также круговой проезд вокруг дома – это безопасность.
Паркинги могут быть подземными либо вынесены за территорию. Кстати, в центральных и исторических районах теперь будет разрешено проектировать исключительно подземные парковки, чтобы разгрузить от огромного количества припаркованных авто.