20 декабря Украина и Россия подписали протокол договоренностей о продлении транзита газа через украинскую территорию и урегулировании взаимных требований.
Как известно, 31 декабря 2019 года заканчивается 10-летний контракт на транспортировку российского газа в Европу. Подписание нового транзитного договора является ключевым вопросом, который определяет отношения между Украиной, ЕС и Россией.
Украина подошла к этим переговорам с ослабленными позициями, прежде всего из-за строительства Северного потока-2. Но недовольство относительно этого транспортировки российского газа в Европу выражали не только украинские чиновники, — рассказывает политтехнолог Юрий Подорожний.
Северный поток-2 стал вызовом для США, которые открыто заявляли свои претензии как Германии с Россией, так и компаниям, касающимся строительства. А с момента принятия госбюджета США, 20 декабря 2019 года, начали действовать санкции в отношении компаний, которые участвуют в строительстве его и Турецкого потока.
Даже во время пресс-конференции министр Алексей Оржель отметил особую роль позиции США в возможности договоренностей по транзиту.
Читайте: Украина, Россия и ЕК достигли соглашения по газу
Переговоры по новому транзитному контракту начались в Берлине в трехстороннем формате, а завершились подписанием протокола в Минске, где европейская сторона участвовала в режиме онлайн. Собственно, контракт стал предметом обсуждения на нормандской встрече.
Основным козырем в переговорах стало решение Стокгольмского суда. В течение четырех лет он рассматривал производства между Нафтогазом и Газпромом и принял решения в пользу Украины. Согласно этим решениям, Газпром не только не имел права претендовать на $80 млрд, но и даже лишился $3 млрд.
По словам министра энергетики Алексея Оржеля и исполнительного директора Нафтогаза Юрия Витренко, контракт будет подписан на пять лет с возможностью его пролонгации на 10 лет.
Первый год транзит будет составлять минимально гарантированные 65 млрд кубометров газа, последующие годы — по 40 млрд. Такая разница связана с надеждой РФ на завершение строительства и началом работы трубы Северного потока-2.
По словам главы компании Оператор ГТС Сергея Макогона, двусторонние переговоры по транзиту продолжатся в Вене. Поэтому однозначно сказать, каким будет этот контракт, невозможно, учитывая то, на какие уступки в деталях идет Нафтогаз.
Читайте: Контракт с Газпромом предусматривает отмену судебных исков в будущем
Подписание транзитного контракта, безусловно, выгодно украинской стороне. Во-первых, мир всегда лучше войны. И наличие контракта будет способствовать пониманию с Европейским Союзом в желании находить консенсус.
Во-вторых, Украина получает более значительные объемы газа, чем те, о которых говорила российская сторона.
Достичь этого удалось путем отказа украинской стороны от претензий дальнейших судебных разбирательств с РФ. Речь идет об около $12 млрд. Можно по-разному оценивать это решение, но наличие таких исков усиливали позицию Нафтогаза в самих переговорах.
Украинская сторона заявляет об имеющемся протоколе и пакетном понимании дальнейшего транзита. А в них говорится о возможных прямых поставках газа от России.
Конечно, можно быть уверенными, что транзит будет, а поэтому необходимо наблюдать за продолжением переговоров и деталями, на каких условиях этот контракт будет подписан.
Автор: Юрий Подорожний, политтехнолог, эксперт Украинского центра общественного развития.