
Принятый 2 месяца назад в первом чтении закон не имел ничего общего с требованиями МВФ или Венецианской комиссии. После чего Киев получил жесткую критику из Вашингтона и Брюсселя.
В конце концов под давлением Запада ко второму чтению согласовали 13 из 14 основных требований. В частности, исключили чрезмерные требования к судьям, которые затягивали процесс образования новой структуры. В том числе проверку на детекторе лжи.
Камнем преткновения так и осталось главное требование наших доноров — право международных экспертов отсеивать кандидатов в судьи, которые по их мнению, имеют сомнительную репутацию. Большинство депутатов заявили, что это противоречит Конституции и ограничивает суверенитет страны.
Зато в Центре противодействия коррупции подобные заявления назвали спекулятивными. Поскольку ни МВФ, ни Венецианская комиссия таких условий Украине не выдвигали. Пока же удалось договориться, что международные эксперты будут иметь право ветировать кандидатов в судьи. Но спор возник, как и кто будет преодолевать их вето.
На Банковой настаивают, чтобы последнее слово оставалось за Высшей квалификационной Радой, которая состоит из украинских юристов. Или компромиссный вариант — совместная группа наших и международных экспертов. Правда последние в меньшинстве.
Смотрите: Закон про Антикоррупционный суд: зарплаты судей $7000 и самый спорный вопрос
Тяжелые переговоры с участием МВФ и Венецианки были с понедельника по четверг. И все же в сессионный зал вынесли не согласованный законопроект. Нардепы сделали все возможное, чтобы не принять его на этой неделе. В документ из 19 стр внесли 2 тыс поправок. Причем голосовать за них никто не собирался. В зале не было кворума.
Одна из причин, по которой депутаты не слишком спешат с антикоррупционным судом, — многие из них являются клиентами НАБУ. Поэтому зачем же создавать себе лишние проблемы? А вот кто одним из первых может попасть под каток антикоррупционного суда, так это Борислав Розенблат с его янтарным делом.
Вот только голосовать за создание нового суда депутат все равно не будет. Говорит, ему не нравится, что иностранцы будут влиять на судейский отбор, и зарплату будущих судей — почти 180 тыс грн в месяц, считает слишком высокой.
Еще одна норма закона, которая вызвала оживленную дискуссию, каким должен быть размер взятки в коррупционных делах, чтобы ими занимался новоиспеченный суд? В документе говорится о 500 минимальных зарплатах, то есть $30 тыс. Однако далеко не все с этим согласны. Одни считают, что для наших чиновников это уже давно не деньги. Другие наоборот предполагают, что взяточники будут брать меньше, но чаще.
Что ж, на все про все у Верховной Рады остается полтора месяца. Далее каникулы. А там и старт президентских выборов, когда трудно будет принять не только закон об антикоррупционном суде, но и любое решение.
К слову, суд Москвы заочно арестовал Антона Геращенко.