11 июля Верховная Рада Украины во втором чтении проголосовала долгожданный и многострадальный проект Избирательного кодекса Украины, который вступит в силу с 1 декабря 2023 года.
Кодекс приняли с 17-го раза после четырехлетнего рассмотрения и преодоления 4 568 поправок. Свои голоса за отдали 230 народных избранников.
Что это значит для простых избирателей
Законопроект был подан еще в 2015 году авторским коллективом при участии председателя Верховной Рады Андрей Парубия, народных депутатов Леонида Емца и Александра Черненко и других.
По словам одного из авторов, проект Избирательного кодекса соединил в себе пять избирательных законодательств: о выборах президента, народных депутатов, о местных выборах, о Центральной избирательной комиссии и о государственном реестре избирателей.
Читайте: Как принимали новый Избирательный кодекс и он предусматривает
Основной вишенкой на торте нового Избирательного кодекса становятся открытые партийные списки при рейтинговом внутрипартийной голосовании в регионах, которые ликвидируют распространенную схему продажи мест за миллионы и делает невозможным “засевание” округов мажоритарщиками.
Каждая партия, баллотирующаяся в парламент, должна сформировать общенациональный избирательный список, который распределяется на 27 региональных списков. То есть одни и те же депутаты, которые представлены в общенациональном списке, закрепляются за определенными региональными списками в соответствующем порядке, который утверждается партийным съездом.
Общенациональный партийный список делится на 27 региональных списков (или не менее чем на 2/3 регионов), и в каждом из этих списков должно быть не менее пяти кандидатов, конкурирующих и с другими партиями, и между собой за высшее место в региональном списке в соответствии с количеством голосов, которые он получит.
Проходной барьер остается на уровне 5%, поэтому только партии, которые его преодолеют, получат мандаты в парламент.
Как будет проходить голосование
Каждому избирателю на участке предоставят бюллетень для голосования, в котором будет только два поля. В верхнем поле указывается номер партии, за которую отдается голос, а в нижнем поле — порядковый номер кандидата в региональном списке от этой партии.
Верхнее поле является обязательным к заполнению, а нижнее — нет. Таким образом во время голосования только за партию голос отдается первому номеру в региональном партийном списке, который утвердил съезд партии, а избиратель автоматически с ним соглашается.
Сейчас применяется следующая формула: определяется общее количество избирателей, это количество делится на конституционный состав Верховной Рады Украины — 450 народных депутатов, таким образом определяем “стоимость” одного мандата.
Читайте: Новый Избирательный кодекс: открытые списки и бонус для избирателей
Если партия набрала 110 тыс. голосов, один мандат — это 25 тыс. голосов, то есть в этом округе она получила четыре мандата, но остается еще 10 тыс. голосов избирателей, отданных за эту политическую силу для репрезентативности определенных интересов населения.
В масштабах страны это нераспределенные голоса, которые могут превратиться в еще определенное количество мандатов для партии, поэтому вводится такое понятие, как компенсаторный мандат.
Тогда из единого общенационального избирательного списка партии те кандидаты, которые являются выше в списке, но по определенным причинам не были избраны в округе, получают мандат народного депутата Украины.
Закон уточняет понятие предвыборной агитации и формы ее проведения. Кроме того, упорядочиваются требования к деятельности СМИ как относительно информирования общества об избирательном процессе, так и относительно их участия в предвыборной агитации.
Плюсы и минусы Избирательного кодекса
К плюсам можно отнести:
- Персонификация голосования с одновременным сохранением стимулов для общегосударственного характера партий.
- Распределение мандатов в общегосударственном округе учитывает интересы партий.
- Общегосударственная избирательная квота обеспечивает одинаковую “цену” мандата, ослабляет влияние подкупа и админресурса.
К недостаткам можно отнести:
- Потенциальный рост количества недействительных бюллетеней (за счет новизны избирательной системы).
- Необходимость длительной информационной кампании и качественного обучения членов комиссий.
- Сложность подсчета голосов и установления результатов (хотя по сути членам УИК необходимо просто сортировать бюллетени с голосами за партии — записать в протокол, рейтингово разложить по кандидатам в партийном списке — записать в протокол, направить бюллетени и протоколы в ОИК).
Новый Избирательный кодекс позволяет более репрезентативно представлять интересы избирателей регионального округа таким образом, что представителей от этой местности будет больше, а главное — от разных политических сил, и избиратель может обратиться к тому народному избраннику, который стоит на защите именно его интересов.
Автор: Екатерина Одарченко, политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC).