Вы бы их продали? Тимоти Снайдер о том, почему США должны продолжать поддержку Украины

Тимоти Снайдер, профессор истории Йельского университета, доктор наук

Представьте себе, что свобода во всем мире находится в упадке. Представьте себе, что ситуация стала настолько плохой, что диктатура фактически вторглась в демократическую страну с явной целью уничтожить ее свободы и ее народ. И все же… представьте, что этот народ сопротивлялся. Представьте, что их лидеры остались в стране. Представьте, что этот народ собрался с силами, поддержал свои Вооруженные силы и объединился с ними, сдержав вторжение, казалось бы, непреодолимой силы. Представьте себе, что их сопротивление — яркий момент в истории демократии всего этого столетия. Нам не нужно представлять: это нападение пришло из России, а эти люди — украинцы. Вы бы их продали?

У американцев есть союз в Северной Америке и Европе, который существует уже более 70 лет с целью предотвратить нападение со стороны Советского Союза, а затем и со стороны России. Представьте себе, что при нападении России удар пришелся на страну, исключенную из этого союза. Украина действительно приняла на себя всю тяжесть вторжения, устояла и переломила ход событий — задача, поставленная перед странами, экономика которых в совокупности в 250 раз превышает экономику Украины. При этом Украина уничтожила такое количество российской техники, что нападение России на НАТО стало крайне маловероятным. Проливая кровь десятков тысяч своих солдат, украинцы защитили всех членов альянса, что сделало гораздо менее вероятным вступление американцев в войну в Европе. А вы бы их продали?

(Если кто-то до сих пор считает, что НАТО имеет отношение к вторжению России в Украину, подумайте вот о чем: вторжение в Украину сделало Россию гораздо более уязвимой. Если бы Россия действительно боялась наш блок, то вторжение в Украину было бы последним, что она сделала бы. Российские лидеры прекрасно понимают, что НАТО не вторгнется в Россию, поэтому они могут отвести войска от границ стран-членов союза — Норвегии и Финляндии — и послать их убивать украинцев).

На протяжении всего века американские политики и стратеги всех политических ориентаций сходятся во мнении, что наибольшая угроза глобальной войны исходит от Китая. Сценарием этого страшного конфликта, в котором могут сражаться и погибнуть сотни тысяч американских солдат, является китайское наступление на Тайвань. А теперь представьте, что его можно обезвредить без особых затрат и риска.

Наступательная операция, за которой сейчас наблюдает китайское руководство, это операция России против Украины. Сопротивление Украины показало, насколько сложной будет наступательная операция Китая в Тихом океане. Лучшая политика Китая — это хорошая политика Украины. Неужели мы откажемся от огромного и неожиданного геополитического выигрыша, который нам преподнесла Украина? Мы сами ничего не смогли бы сделать для столь эффективного сдерживания Китая, как то, что делают украинцы, причем то, что делают украинцы, никоим образом не является враждебным по отношению к Китаю. Украинцы обеспечивают нам безопасность как в этом, так и в других отношениях. Вы бы их продали?

Представьте себе, ведь это правда, что весь мир наблюдает за войной в Украине. С точки зрения всех остальных, независимо от того, нравятся ли мы им, ненавидят ли они нас или им на нас наплевать, Украина кажется очевидным союзником и легкой победой для Соединенных Штатов. Любой человек в мире, независимо от его собственной идеологии, знает, что Украина — это демократия, а Америка должна поддерживать демократии. Любой человек в мире, независимо от состояния его собственной экономики, знает, что наша экономика огромна, намного больше российской, и что экономическая мощь выигрывает войны. Любой человек в мире может легко увидеть, что американцы не подвергаются риску в Украине и что американцы извлекают исключительные моральные и геополитические выгоды из украинского сопротивления. Иными словами, с точки зрения всех наблюдателей, прекращение финансирования Украины продемонстрировало бы огромную американскую слабость. Разве такое лицо мы хотим показать миру? Неужели мы хотим сказать всем, что мы ненадежны и не понимаем собственных интересов? Украинцы с помощью американцев выглядят разумными и сильными. Неужели вы продадите их?

Представьте себе, что это война, которую можно выиграть, потому что это так. Главная стратегическая цель России — захват Киева — не была достигнута. Украина выиграла Киевскую битву. Россия была вынуждена отступить из Киева, Черниговской и Сумской областей. Представьте, что поход России на Харьков провалился. Украина выиграла Харьковскую битву. Представьте себе, что Херсон, единственный областной центр, который Россия взяла в этой войне, был возвращен Украине. Украина выиграла Херсонскую битву. Остров Змеиный, потерянный в начале войны, был возвращен Украине. Украина вернула себе более половины территории, захваченной Россией в ходе вторжения. Зная, что все это правда, представьте себе, что Путин тоже это знает. Главный наступательный инструмент России — военизированная группа Вагнера — устроила переворот против Путина, и Путину пришлось убить ее лидера. Представьте себе, что Путин знает, что он не сможет захватить еще много украинских земель — во всяком случае, без американской помощи. Украина имеет теорию победы, которая предполагает завоевания на поле боя. У Путина есть теория победы, которая предполагает голоса в Конгрессе США. Путин считает, что в Капитолии у него больше шансов, чем в Киеве. Должны ли мы доказать его правоту?

Представьте себе мировую продовольственную систему с Украиной в качестве основного узла. В обычное время Украина может прокормить 400 миллионов человек, и обычно от Украины зависит выполнение Всемирной продовольственной программы ООН. Украинский экспорт питает некоторые из наиболее чувствительных частей Ближнего Востока и Африки. Нестабильность в этих регионах во многом связана с нехваткой продовольствия. Россия разрушила крупную плотину, чтобы уничтожить украинские сельскохозяйственные угодья. И заминировала украинские фермы в огромных масштабах. Россия наносит ракетные удары по портам и зернохранилищам и заявляет о своем пиратском праве останавливать все морские перевозки по Черному морю с помощью своего военно-морского флота. И все же… Представьте себе, что украинцы и здесь оказывают сопротивление. Украинские фермеры упорно трудятся. Украина по-прежнему поставляет продовольствие в рамках Всемирной продовольственной программы. Украинцы, используя свое инновационное оружие и умную тактику, сумели запугать Черноморский флот и открыть полосу для коммерческого судоходства. Что они кормят людей, которых нужно было кормить. А вы бы их продали?

Представьте себе, что мы — страна, которой небезразличны военные преступления. И представьте, что есть закон, международная конвенция о геноциде, которая определяет пять действий, которые являются геноцидом, и что русские совершили каждое из этих преступлений в Украине. Я не могу продолжать писать о “воображении”, когда я сам видел некоторые из ям смерти. Я не могу говорить “представляю”, когда писатели, которых я знаю, были убиты за то, что они представляли украинскую культуру. Я не могу не отрываться от своего устройства, когда читаю, как российское государство хвастается тем, что забрало 700 тыс. украинских детей для русификации, когда каждый день российские пропагандисты дают понять, что российские военные цели — истребительные.

И все же украинцы сопротивляются и упорствуют. Это геноцид, который можно остановить, и он уже остановлен. Мы живем в рамках сценария, которого, как мы говорим, мы так долго ждали, когда действия Америки могут остановить геноцид, просто помогая людям, которые стали мишенью, просто платя налоги. Всякий раз, когда украинцы возвращают себе землю, они спасают людей. Именно так они воспринимают освобожденные территории: как места, где больше не похищают детей, не пытают мирных жителей, не убивают местных лидеров. Вы бы продали свой народ геноцидной оккупации? Народ, который не сделал для вас ничего, кроме добра?

Я слышал оправдание, что американцы “устали”. Я был в Украине три раза с начала войны. Я был в столице и в провинциях. Я практически не видел в стране американцев, уставших или нет. И это по той простой причине, что мы не в Украине. Как мы можем быть утомлены войной, в которой мы не участвуем? Когда мы даже не присутствуем на ней? Это бессмысленно. Нет никакой усталости в том, чтобы отдавать деньги на нужное дело, что мы и делаем. Приятно помогать другим людям помогать себе в хорошем деле.

Если мы перестанем поддерживать Украину, то все вдруг станет еще хуже, и никто не будет говорить об “усталости”, потому что мы все будем говорить о катастрофе – во всех этих измерениях: обеспечение продовольствием, военные преступления, международная нестабильность, расширение войны, крах демократий. Все, что украинцы делают для нас, может быть обращено вспять, если мы сдадимся. Зачем законодателям даже думать об этом?

Если бы вы были знакомы со многими украинцами, как это делаю я, вы бы знали людей, которые были ранены или убиты. Вы знаете людей, которые живут с темными кругами под глазами, потому что у всех есть темные круги под глазами. Вы узнаете людей, которые кого-то потеряли, потому что все кого-то теряют. Вы узнаете людей, которые скорбят и, тем не менее, делают все, что в их силах. Вы не знаете ни одного человека в Украине, который бы считал, что усталость — это повод сдаться. Вы бы продали таких людей?

Я слышал и другую отговорку: мол, нужно провести ревизию оружия, которое мы направили в Украину. Затраты минимальны, а выгода велика: пять центов на доллар обороны, а достигается то, чего мы сами не можем сделать со всем остальным. И вот в чем дело: оружие, которое мы направили в Украину, — единственное из наших запасов, которое подвергается аудиту. Причем проверяют его не бухгалтеры в костюмах и галстуках, а мужчины и женщины в камуфляже. Оно используется и используется хорошо людьми, чьи жизни поставлены на карту, а будущее страны — на карту. Украинцы используют американскую противовоздушную оборону более эффективно, чем кто-либо предполагал.

Украинцы используют американские ракеты, которые мы считаем устаревшими, для уничтожения самых современных российских средств. Украинцы берут американское оружие, созданное в прошлом веке, и используют его для защиты себя и всех нас в этом. В значительной степени они буквально используют оружие, с которыми, в противном случае, мы бы платили за его демонтаж, поскольку считаем его устаревшим.

Если этот боевой аудит, проведенный украинской армией, недостаточно хорош: что ж, тогда, во что бы то ни стало, американские законодатели, приезжайте в Украину и убедитесь в этом сами. Вам и вашим сотрудникам будут очень рады. Украинцы хотят, чтобы вы приехали. Было бы очень хорошо, если бы больше нас посетило Украину.

Я скажу вам то, чему я был свидетелем в Украине: когда украинцы видят американские системы вооружения, они аплодируют. Вы бы их продали?

Читайте также
Война закончится только тогда, когда победит Украина – Тимоти Снайдер
Если не думать, как победить, то мы присоединимся к РФ: Тимоти Снайдер о том, почему война в Украине — это не пат

Война в Украине, США, Тимоти Снайдер
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка