Современная школа: что влияет на уровень учебы и как повысить интерес детей

Оксана Доротюк
Оксана Доротюк

Как сегодня выглядит большинство наших школ? Это совсем непривлекательные безликие здания.

Помню, пару лет назад одна из таких киевских школ даже стала декорацией к американскому фильму о тюрьме. Школьное здание и было той самой тюрьмой – изображало ее внешний вид.

Жуть? Пока это наша реальность. И понятно, почему дети так не хотят ходить на учебу. Ведь такие здания угнетают, тогда как должны вдохновлять, мотивировать и заинтересовывать к учебе и развитию.

Именно поэтому в 2016 году мы придумали проект Новое учебное пространство, или попросту НОП, и пилотно запустили его в обычной сельской школе в Киевской области.

Читайте: Как должна выглядеть современная украинская школа

С того времени изменился не только внешний вид школы (он стал ярким и более современным), но и отношение детей к учебе.

В школе на 30% сократились прогулы, повысилась успеваемость – по ЗНО школа вышла на первые места и в области, и в Украине, количество учеников увеличилось в 2 раза.

Вдумайтесь. Казалось бы, незначительное изменение – яркое пространство, но какое влияние на качество обучения. Детям просто стало интересно ходить в школу, появилась мотивация к учебе, они стали гордиться своей школой.

По данным американских психологических исследований обычные школы в том виде, в котором они есть сейчас – серые и неинтересные – не только не пробуждают желание учиться, но даже негативно влияют на умственную и физическую активность детей.

Согласно исследованиям, серый, серо-голубой, бежевый и белый цвета влияют на выработку гормона сна в организме – мелатонина, что способствует снижению умственной и физической активности и минимизирует заинтересованность к учебе. Именно такие цвета наиболее распространены в наших школах.

При этом желтый, оранжевый и красный оттенки активизируют умственные способности детей и повышают настроение, синий помогает сконцентрироваться, а теплые оттенки зеленого – снять напряжение и повысить эффективность работы.

Краску для обновления фасада школ покупают каждый год перед учебным годом. Так почему не выбрать вместо серой краски красную, желтую и зеленую.

Читайте: Кто мешает остановить строительный хаос в Украине

Это нужно делать, если мы хотим, чтобы наши дети учились в комфортном современном образовательном пространстве и главное, чтобы им это нравилось. Именно поэтому мы обновляем государственные строительные нормы (ДБН) и внедряем проект НОП.

С 1 сентября вступил в действие обновленный ГСН по проектированию школ (ДБН В.2.2-3:2018 Будинки і споруди. Заклади освіти), которым, в частности, вводятся:

  • обязательная энергомодернизация зданий учебных заведений.

Еще в 2015 году исследования университета Манчестера о влиянии внешней среды на эффективность обучения показали, что качество воздуха, температорура в классах и качественное освещение на 50% повышает продуктивность работы учеников и учителей.

Проведение энергоэффективных мероприятий позволяет до 50% экономить энергоресурсы.

  • проектирование классов с возможностью изменения учебного пространства.

Групповое или индивидуальное обучение, а также увеличение площади классов на 1 ученика с 2 до 3 кв. метров. Это создает возможность для открытого пространства в школах.

  • обязательное оборудование инклюзивного пространства для возможности обучения детей с инвалидностью.

Доступность – это не только пандусы при входе в школу. Это проектирование всех элементов доступности – лифты и подъемники, специальные туалеты, отсутствие порогов. Проектирование классов, учебных кабинетов, игровых комнат и других помещений с учетом инклюзиваности, наличие специального медобслуживания и коррекционно-развивающих занятий.

  • обязательное оборудование дверей со свободным открыванием изнутри – двери с системой Антипаника.

Это повышение безопасности детей, которые находятся в здании.

Нормы ГСН распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий учебных заведений.

Читайте:  Новые строительные нормы: какие изменения в застройке ожидают украинцев

Сейчас уже больше 200 школ в Украине внедряют принципы НОП: энергоэффективность, современное оборудование, мотивирующее пространство, безбарьерность.

Автор: Лев Парцхаладзе, заместитель министра Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Будівництво, Лев Парцхаладзе, Нова українська школа
Якщо побачили помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту і натисніть Ctrl+Enter.

Завантаження

Помилка в тексті
Помилка