Как сегодня выглядит большинство наших школ? Это совсем непривлекательные безликие здания.
Помню, пару лет назад одна из таких киевских школ даже стала декорацией к американскому фильму о тюрьме. Школьное здание и было той самой тюрьмой – изображало ее внешний вид.
Жуть? Пока это наша реальность. И понятно, почему дети так не хотят ходить на учебу. Ведь такие здания угнетают, тогда как должны вдохновлять, мотивировать и заинтересовывать к учебе и развитию.
Именно поэтому в 2016 году мы придумали проект Новое учебное пространство, или попросту НОП, и пилотно запустили его в обычной сельской школе в Киевской области.
Читайте: Как должна выглядеть современная украинская школа
С того времени изменился не только внешний вид школы (он стал ярким и более современным), но и отношение детей к учебе.
В школе на 30% сократились прогулы, повысилась успеваемость – по ЗНО школа вышла на первые места и в области, и в Украине, количество учеников увеличилось в 2 раза.
Вдумайтесь. Казалось бы, незначительное изменение – яркое пространство, но какое влияние на качество обучения. Детям просто стало интересно ходить в школу, появилась мотивация к учебе, они стали гордиться своей школой.
По данным американских психологических исследований обычные школы в том виде, в котором они есть сейчас – серые и неинтересные – не только не пробуждают желание учиться, но даже негативно влияют на умственную и физическую активность детей.
Согласно исследованиям, серый, серо-голубой, бежевый и белый цвета влияют на выработку гормона сна в организме – мелатонина, что способствует снижению умственной и физической активности и минимизирует заинтересованность к учебе. Именно такие цвета наиболее распространены в наших школах.
При этом желтый, оранжевый и красный оттенки активизируют умственные способности детей и повышают настроение, синий помогает сконцентрироваться, а теплые оттенки зеленого – снять напряжение и повысить эффективность работы.
Краску для обновления фасада школ покупают каждый год перед учебным годом. Так почему не выбрать вместо серой краски красную, желтую и зеленую.
Читайте: Кто мешает остановить строительный хаос в Украине
Это нужно делать, если мы хотим, чтобы наши дети учились в комфортном современном образовательном пространстве и главное, чтобы им это нравилось. Именно поэтому мы обновляем государственные строительные нормы (ДБН) и внедряем проект НОП.
С 1 сентября вступил в действие обновленный ГСН по проектированию школ (ДБН В.2.2-3:2018 Будинки і споруди. Заклади освіти), которым, в частности, вводятся:
- обязательная энергомодернизация зданий учебных заведений.
Еще в 2015 году исследования университета Манчестера о влиянии внешней среды на эффективность обучения показали, что качество воздуха, температорура в классах и качественное освещение на 50% повышает продуктивность работы учеников и учителей.
Проведение энергоэффективных мероприятий позволяет до 50% экономить энергоресурсы.
- проектирование классов с возможностью изменения учебного пространства.
Групповое или индивидуальное обучение, а также увеличение площади классов на 1 ученика с 2 до 3 кв. метров. Это создает возможность для открытого пространства в школах.
- обязательное оборудование инклюзивного пространства для возможности обучения детей с инвалидностью.
Доступность – это не только пандусы при входе в школу. Это проектирование всех элементов доступности – лифты и подъемники, специальные туалеты, отсутствие порогов. Проектирование классов, учебных кабинетов, игровых комнат и других помещений с учетом инклюзиваности, наличие специального медобслуживания и коррекционно-развивающих занятий.
- обязательное оборудование дверей со свободным открыванием изнутри – двери с системой Антипаника.
Это повышение безопасности детей, которые находятся в здании.
Нормы ГСН распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий учебных заведений.
Читайте: Новые строительные нормы: какие изменения в застройке ожидают украинцев
Сейчас уже больше 200 школ в Украине внедряют принципы НОП: энергоэффективность, современное оборудование, мотивирующее пространство, безбарьерность.
Автор: Лев Парцхаладзе, заместитель министра Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.