Укр Рус

Рейтинг Зеленского: повторятся ли ошибки предыдущих президентов

Автор
Оксана Доротюк

После объявления результатов рейтинга Владимира Зеленского на президентских выборах в Украине существенно выросли ожидания возможных позитивных изменений. По данным социологических опросов, еще в начале марта 35% украинцев мечтали о существенных изменениях, тогда как в мае показатели достигли 58%.

Удастся ли президенту поддерживать такой уровень ожиданий — покажет время.

Почему украинцы теряют доверие к власти

В мае 2014 года 58% избирателей считали, что досрочные выборы способны улучшить ситуацию в стране. Украинцы стремились к действенным реформам.

Около 52% готовы были терпеть определенные экономические трудности, тем самым открыв значительную кредитную линию доверия новому главнокомандующему, имя которого не было секретом еще до начала первого тура.

Именно в это время, кроме желания экономического развития и стабильности, украинцы начали надеяться на нового лидера как на инструмент преодоления раскола между Западом и Востоком. Причины формирования таких мыслей достаточно просты — аннексия Крыма, начало оккупации первых городов Донбасса и сепаратизм.

Революция 2014 года нашла историческое воплощение в Оранжевой революции 2005 года — те же надежды на новую власть, которая якобы прошла бок о бок все ужасы Майдана. По социологическим опросам 2005 года, 67% избирателей верили, что Виктору Ющенко было под силу вытащить страну из кризиса.

Выборы 2010 года показали, что украинцы возмущены отсутствием изменений и имеют повышенное внимание к вопросу противодействия коррупции. Все это привело к формированию негативного образа власти (около 80% были недовольны политикой Ющенко) и выражению доверия будущей новой власти во главе с Януковичем.

Почему оптимистично настроенный украинский избиратель, который согласен ждать изменений, теряет доверие к власти?

Читайте: Зеленский присвоил трем ликвидаторам аварии на ЧАЭС звание Героя Украины

Реформы требуют скорейшей имплементации

Новосформированная власть как можно скорее проводит ряд изменений или вообще их не внедряет. После выборов высокий уровень доверия избирателя дает ей карт-бланш навстречу кардинальным долгожданным изменениям. В случае потери электоратом доверия реформировать действующую систему намного труднее.

В общем, у новоизбранного президента есть около ста дней, чтобы повлиять на взгляды избирателя. В течение этих нескольких медовых месяцев становятся очевидными тенденции деятельности власти — или новоизбранный главнокомандующий воплощает предвыборные обещания в жизнь и, как следствие, увеличивает свою армию последователей, или проваливается и теряет необходимое доверие и поддержку.

Победу Петру Порошенко в первом туре гарантировали 54% голосов. Уровень доверия к гаранту на момент избрания составлял 64%.

Населения ожидало осуществления предвыборных обещаний — решение вопроса Донбасса, проведение экономических реформ и обеспечение социальной защиты населения.

После окончания трехмесячного срока Петр Алексеевич недосчитался 13% доверия. С того момента началось его стремительное падение — 22% по состоянию на декабрь 2015 года. Ближе к началу новой кампании в августе 2018 года уровень доверия составлял 13%.

Не стал исключением и результат Виктора Ющенко. Оранжевый гарант получил 60% доверия — избиратели верили в правильное направление движения страны.

Однако последующие несколько кварталов стали катастрофой — потеря почти половины поддержки избирателей объяснялась задержкой с обещанными реформами, рядом коррупционных скандалов и открытыми альянсами с представителями предыдущей власти. Как результат — рекордный баланс недоверия в минус 57% и пятипроцентный рейтинг накануне президентских выборов 2010 года.

Читайте: Решение было принято давно: Зеленский о возвращении России в ПАСЕ

Та же история с президентством Януковича. В начале его поддерживали 49% избирателей. К концу года он потерял 13%, а перед началом Революции Достоинства рейтинг Януковича составлял 20%.

Украинский избиратель имеет пессимистический настрой. С одной стороны, население всегда дает шанс новому главнокомандующему на воплощение обещаний и проведение реформ. С другой стороны, на протяжении существования независимой Украины народные избранники пренебрегали своим шансом.

Попытки изменить действующую систему терпели неудачу, что влекло за собой такие последствия, как потеря доверия и сложение властных полномочий.

Бесспорно, это должен иметь в виду новоизбранный президент Владимир Зеленский, учитывая, что в 2019 году экономические вопросы вытеснила внешняя угроза государственности — война на Востоке и внутренняя коррупция.

Автор: Екатерина Одарченко, политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC).

вибори президента, Екатерина Одарченко, Украина, Українці
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка