, журналист Факты ICTV

Школы на Харьковщине обустроят модульными укрытиями – департамент образования

Директор департаменту науки і освіти Харківської обласної військової адміністрації Олексій Литвинов

В Харьковской области возобновят офлайн-обучение – работу детсадов, школ и вузов разрешат в случае наличия обустроенного укрытия.

Такое решение принял Совет обороны Харьковской области, учитывая большой запрос от родителей.

Онлайн-обучение также сохранится – школы могут работать по смешанной системе. Также до сентября обещают обустроить большое количество школ модульными укрытиями.

Сейчас смотрят

Об этом в эксклюзивном интервью Фактам ICTV рассказал директор департамента науки и образования Харьковской областной военной администрации Алексей Литвинов.

Алексей Николаевич, по поводу решения Совета обороны, кто в него входит, кто принял решение об офлайн-обучении?

– Речь идет о Совете обороны Харьковской области, который был создан сразу после начала полномасштабного вторжения.

Ее возглавляет начальник областной военной администрации. Туда входят городской глава Харькова, представители областного совета, заместители главы облвоенкодминистрации, руководители отдельных правоохранительных и силовых ведомств – начальник управления Национальной полиции, ГСЧС, глава управления Службы безопасности Харьковской области и представители военных – наш военный комиссар Харьковской области, командующий гарнизоном и т.д.

Решение принималось коллегиально?

– Коллегиально, да. С учетом мнения всех.

Почему встал вопрос о разрешении на обучение офлайн?

– Я хотел бы обратить внимание, что мы и в августе прошлого года не запрещали офлайн-обучение, и сейчас мы его не разрешили.

Что в августе прошлого года, что сейчас мы только рекомендуем, потому что вследствие административно-территориальной реформы и децентрализации у нас управление учебными заведениями относится к компетенции территориальной общины. Учредителями этих заведений являются территориальные общины, например Харьковский областной совет, поселковые, городские советы и тому подобное. Поэтому окончательное решение о введении того или иного формата обучения принадлежит именно учредителям или, если речь идет о частных учебных заведениях, их владельцам. Поэтому Совет обороны Харьковской области рекомендовал учредителям этих заведений и владельцам принимать решение о введении того или иного формата, учитывая ряд факторов.

Ведущим является фактор безопасности. Другой фактор — наличие специально обустроенного укрытия, которое соответствует государственному строительному нормативу, и это прописано во втором пункте решения Совета обороны Харьковской области. Там нормативы по водоснабжению, размерам, площади, воздуху, обеспечению водой, пищей и т. д.

Был ли общественный запрос на такое решение? Если да, то насколько значительный?

– Социальный запрос очень велик. Ориентировочно от 60 до 80% родителей уже были готовы к тому, чтобы в Харькове и Харьковской области заработали учебные заведения. Конечно, не на всех территориях, потому что уровень безопасности на территориях области довольно сильно разнится.

Есть у нас радикальные сценарии, например Купянск или часть Изюма. А есть в целом территории, которые не знали оккупации, где ситуация (с учетом ракетных обстрелов) была спокойной — это часть Богодуховского, Лозовской, Красноградский районы. Там были прилеты, были разрушения, но это не сравнить с самим Харьковом, не сравнить с Золочевом, Волчанском, Старым Салтовом, Купянском, Балаклеей, Изюмом и так далее. Поэтому, конечно, на этих территориях несколько меньше родителей, гораздо меньше детей, но, все же, и там существует определенный социальный запрос, чтобы в каких-то формах запускать офлайн-процесс.

В Харькове этот запрос довольно мощный. Около 80% родителей в Харькове хотят, чтобы обучение их детей стартовало в смешанном формате, чтобы был запущен образовательный процесс.

Прежде всего это касается заведений общего среднего, профессионально-технического и высшего образования. Были многочисленные обращения в департамент, лично к начальнику облвоенкодминистрации, в Харьковский областной совет, в городской совет. Писали и отдельные жители нашей области, писали коллективные обращения от отдельных учебных заведений, чтобы рассмотреть этот вопрос. И, конечно, именно эти обращения, все эти документы положены в основу принятия этого решения.

Родители спрашивают, изменилось ли что-нибудь в вопросе безопасности? Ведь поблизости российская граница, а ракета летит от 40 секунд

– Действительно, такая проблема существует, и мы очень хорошо осознаем, что есть такая ситуация. Действительно, ни одно заведение, ни один коллектив не будет иметь возможности за эти 30-35 секунд, за которые С-300 летит от Белгорода к нам, осуществить эвакуацию. Это действительно невозможно. Поэтому мы и предлагаем учредителям рассмотреть различные варианты организации. Речь не идет о том, что все в приказном порядке выведены в офлайн. Нет! Они должны принять это решение, взвесив все факторы. Оно должно быть взвешенным, ответственным, потому что именно этим людям, а не кому-либо другому, быть ответственными за это.

Это может быть проведение части занятий в аудитории, части – в укрытии. Поэтому мы во втором пункте, еще раз прописали все эти требования, предъявляемые к этим укрытиям. Там должны быть обустроены и зоны отдыха для маленьких воспитанников, должны быть аудитории, чтобы завести туда целый класс, и эти дети могли там учиться. Там должны быть и какие-то производственные помещения, если речь идет об определенных практических занятиях. То есть учредители должны это продумать. Мы категорически против того, чтобы все подвалы в этих учреждениях покрасить, поставить по пять литров воды и 10 стульев и назвать все это обустроенным укрытием.

Что касается укрытий, сколько их у нас в учебных заведениях?

– По области у нас таких укрытий 505. Это чуть больше 31% от всей сети учебных заведений, учитывая, что сейчас поврежденных или разрушенных — более 44%. Конечно, есть вопрос, можно ли их запустить с 1 сентября. Но все же можно констатировать, что наши общины очень ответственные и со здоровым оптимизмом взялись за обустройство. Ведь было два ковидных карантинных года, а сейчас уже 16-й месяц войны… В таких условиях мы понимаем, что надо искать модель, которая устроит и родителей, и других участников образовательного процесса, и власть, и местное самоуправление и предусмотреть нормальное сотрудничество. Потому что возникает вопрос, не потеряем ли мы целое поколение, поскольку мы сидели дома во время коронавируса, сейчас будем сидеть, а надо все же как-то жить в новых условиях, в новой ситуации.

А уровень образования детей ухудшился за это время?

– Давайте будем честны хотя бы сами перед собой, он не может не ухудшиться. Мы хорошо понимаем, что образование прямопропорционально зависит в том числе и от воспитания. Это взаимообмен информацией между человеком, который учит, и человеком, который учится. Если нет нормального человеческого общения между этими двумя лицами, то образовательному процессу это наносит значительный вред. Не следует забывать, что еще год назад на Харьковщине были огромные проблемы с электроэнергией, с интернетом. И у нас были дети, которые месяцами сидели в подвалах и не имели возможности не то что подключиться к онлайн-занятиям, они не могли даже получить какие-либо задания. Была, опять же, часть детей, которых оккупационные власти заставляли перейти на российские стандарты обучения. Мы проводим работу, чтобы вернуть их в украинские национальные образовательные стандарты.

Предусмотрена ли возможность продолжить обучаться онлайн?

– Такая возможность будет предусмотрена по письменному заявлению родителей. Они могут выбрать для себя индивидуальный график занятий. Это может быть половина класса онлайн, половина – офлайн, и никакой проблемы здесь нет.

Сколько школ в Харькове планируют запуститься в автономном режиме?

– По моим данным, планируется запустить более 170 школ по городу, но опять же — в разных форматах. Это будет либо смешанное обучение, либо офлайн. И рассматривается возможность оставить часть школ в дистанционном формате.

Могут ли быть созданы отдельные школы для дистанционного обучения? Могут ли детей вынуждать переходить в такие школы, если они не хотят учиться офлайн?

– Я не думаю, что будут созданы отдельные школы для дистанционного обучения, потому что и так будут такие школы. Я не думаю, что в общинах будут заставлять детей переходить в такие школы, потому что это никому не выгодно.

Смогут ли учителя организовать онлайн и офлайн обучение одновременно?

– У учителей есть методические рекомендации, подготовленные Министерством образования и науки еще несколько лет назад, когда только вводился такой формат, как дистанционный. Там расписано, как это можно делать.

Он опробован уже не один год. Три полных года он уже работает.

Учителя настолько увлечены самой идеей вернуться к нормальному обучению, что я думаю, они сделают все, что в их силах, а может и больше, для того, чтобы максимально интегрировать как дистанционную форму, так и онлайн. Я не думаю, что это большая проблема. Трудности какие-нибудь будут, но это приятные хлопоты.

Могут ли выгнать ребенка из школы, если он захочет учиться онлайн, а школа перейдет на офлайн?

– Нет, ни в коем случае! Выгнать ребенка, то есть отлучить его от предоставления образовательных услуг – это криминальная история! В таких случаях нужно обращаться в полицию или прокуратуру, писать заявление, и проблема будет решена в течение нескольких дней.

Будет ли возможность перевестись для обучения в другую школу, например в Харькове или в другом населенном пункте, где будет очная учеба?

– Конечно, здесь тоже нет никакой проблемы. Только с тем, что у каждого заведения есть определенная пропускная возможность. То есть мы не можем в школу, если она рассчитана на 400 человек, набрать 1000 детей. Есть какая-либо предельная пропускная способность в этой школе. Поэтому этот фактор тоже следует учитывать.

А если желающих учиться офлайн будет очень много, а укрытие будет маленьким?

– Не может быть такого укрытия, в котором не смогут поместиться все. Здесь смысл именно в этом и заключается, потому что укрытие рассчитывается от количества всего персонала и всех участников образовательного процесса. Поэтому, если у нас большая школа, то, соответственно, и укрытие должно быть соразмерным. Это не может быть маленький подвал, это должна быть нормальная конструкция. Поэтому сейчас разрабатывается вопрос централизованной закупки или централизованной поставки модульных укрытий, разработанных одним из украинских строительных предприятий. Они будут обустроены на территории школ, которые не обеспечены подвальными помещениями или противорадиационными укрытиями различной степени защиты. Это позволит нам существенно решить эту проблему, хотя и не на 100%.

А сколько времени нужно, чтобы это воплотить в жизнь?

– Все это уже начало воплощаться и находится на этапе проектирования, на этапе разработки идеи, на этапе ее воплощения. А мы все ориентируемся на 1 сентября.

К 1 сентября уже могут появиться такие укрытия?

– Да, модульные укрытия. Я не говорю, что они появятся во всех общинах, во всех заведениях, но в некоторых, до 1 сентября, мы хотим запустить, чтобы посмотреть, как это будет работать.

Это бетонная конструкция?

– Бетонная, конечно. Эта конструкция достаточно крепкая и рассчитана на экстремальные ситуации.

Выход прямо из школы?

– Да-да.

А сколько их может быть?

– Мы настроены максимальное количество сделать, потому что построить полноценные противорадиационные убежища мы, конечно, до 1 сентября не сможем — вырыть котлованы, забетонировать их. Это долгие истории, на год, а может, даже больше. Я лично большие надежды возлагаю именно на эти модульные укрытия.

Детские сады тоже заработают?

– Речь идет о всех категориях заведений, начиная от дошкольных и заканчивая “вышкой”.

Родители должны согласиться, подписать документ?

– Это прямо не предусмотрено, но не будет лишним. Каждая сторона должна взять на себя свою часть ответственности. Родители — осознавать, что на 100% никто не даст гарантии, что ничего не случится. С другой стороны — руководство заведения, сам основатель, должен понимать всю полноту своей ответственности за сохранность жизни наших детей. Чтобы у нас не повторилась ситуация, которая была в Киеве — есть укрытие, но оказалось, что оно закрыто.  Вот вам первый пример этой ответственности. Если историю с ракетами довольно трудно предсказать, даже если есть агентура в Белгороде, все же не ежесекундно мы сидим и видим, какие там вылеты, прилеты и куда они полетели. А вторая история — создали ли мы все необходимое для того, чтобы было удобно, вовремя при любой необходимости спуститься, воспользоваться этим укрытием. Я убежден, что это вполне в наших силах.

Какие высшие учебные заведения заработают?

– Я бы хотел, чтобы ректоры этих заведений определялись самостоятельно. Это же приятная новость! Каждый будет очень рад объявить это своим студентам. Я уже рассказывал как-то довольно интересную историю. Несколько месяцев назад я приехал в один из наших вузов. Идут трое детей в возрасте около 18-19 лет. Я спрашиваю их: Вы куда? Мы туда, на такое-то мероприятие. А как туда проехать-пройти — не знают! Третий курс, территории университета не знают! — А мы здесь только второй раз! В первый раз были, когда принесли документы, потом начался карантин, потом — война. Вот они второй раз на территории университета. Это же ужасная ситуация! Поэтому я убежден, что каждому ректору будет очень приятно объявить: Наконец, студенчество, добро пожаловать в наше заведение.

Есть ли населенные пункты, где точно не будет офлайн-обучения?

– Сейчас все оценивают ситуацию. Двуречная, Петропавловка, Купянск… Военная ситуация у нас меняется каждый день. Это моя личная точка зрения, которая формируется из открытых источников. Если этих придурков отгонят от границы и подвинут ближе к Донецкой и Луганской областям, то и вопрос по Купянску решится положительно. Но на сегодняшний день это неуместно, наверное, и по некоторым другим общинам. У нас остается около 30 населенных пунктов Харьковской области в оккупации, и часть под постоянными обстрелами со стороны врага.

Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка