Реинтеграция Донетчины и Луганщины: эксперты рассказали о будущих вызовах

Город, который стремительно развивался и перевоплощался до войны, сейчас частично разрушен. Еще до полномасштабного вторжения в Мариуполе жило до полумиллиона человек. Но в первые дни российского наступления большинство мариупольцев были вынуждены покинуть родные дома. Среди них и мэр Вадим Бойченко. Но все эти два года он искал ресурсы и разрабатывал концепцию обновления Мариуполя после деоккупации.
– В конце лета или в сентябре уже будет составлен такой план. Сегодня мы уже можем сказать, что это 154 проекта, это 14 тыс. профессионально подготовленных человек, которые должны поехать в Мариуполь и начать это быстрое восстановление. Это 650 единиц техники и 750 миллионов евро инвестиций, – сообщил городской голова Мариуполя Вадим Бойченко.
И восстановление инфраструктуры городов Донетчины и Луганщины – это лишь часть задач после деоккупации. Один из главных вызовов – возвращение на освобожденные территории украинской власти. Ведь часть этих регионов оккупирована россиянами уже десять лет.
– Вопросом институционального восстановления оккупированных областей на сегодняшний день мало кто занимается. Это действительно должна быть государственная политика в этой сфере. И для нас очень важно прежде всего определиться, каким образом будут организованы органы власти на этих территориях, – добавил директор программы Демократия и надлежащее управление Международного фонда Возрождение Алексей Орловский.
Форум От (де)оккупации до открытого демократического управления
Несмотря на десять лет войны, у нас до сих пор нет четкой дорожной карты по реинтеграции Донетчины и Луганщины. Ассоциация содействия самоорганизации населения при поддержке МФ Возрождения в Киеве провели форум От (де)оккупации до открытого демократического управления.
Организаторы отмечают, что Украина должна демонстрировать, что Донбасс – это не только разрушенная и заминированная территория. У этого украинского региона есть будущее. И государству уже сейчас нужно закладывать законодательную основу и готовить правила жизни после деоккупации.
— С нашей точки зрения, это должны быть отдельные государственные программы. Это должна быть подготовка уже соответствующих должностных лиц, — говорит Алексей Орловский.
Только по предварительным подсчетам на деоккупированный Донбасс нужно будет отправить несколько десятков тысяч представителей власти. Ввести переходную систему правосудия, временные администрации и пересмотреть границы территориальных громад.
— Конечно, когда мы говорим о долгом периоде отсутствия украинской власти на определенных территориях, то вопрос возвращения к выборам, к избирательной демократии он дискутивный. Надо определенное время, чтобы максимально восстановить контроль Украины – это могут быть годы, и нужно искать этот консенсус с демократическими нормами, – говорит первый заместитель главы Верховной Рады Украины Александр Корниенко.
В парламенте убеждают, что сейчас готовят соответствующую законодательную базу. Документы должны удовлетворять европейские стандарты, но учитывать и наши реалии. А правительство уже к концу июня создаст и одобрит Стратегию деоккупации и план ее реализации. Параллельно Ассоциация содействует самоорганизации населения при поддержке МФ Возрождения и предоставит государству свои наработки и рекомендации. Чтобы реинтеграция была не только на бумаге, но по-настоящему действенной.