Укр Рус

Протесты в Венесуэле: мягкая фаза государственного переворота

Каріна Зуєва - редакторка Факти ICTV Lifestyle
Карина Зуева, выпускающий редактор Lifestyle

В Венесуэле началась мягкая фаза государственного переворота, направленного на свержение Николаса Мадуро, власть которого еле держится последний год. Легитимность Николаса Мадуро посыпалась. Сейчас мы увидим те процессы, о которых я говорил в прошлом году: оппозиция при поддержке США и новых президентов Колумбии и Бразилии выйдет на тропу войны, уже в открытую.

Если им удастся переманить на свою сторону армию, Мадуро конец. Пока что войска сидят в казармах и соблюдают нейтралитет.

Новости из Венесуэлы

Один из лидеров оппозиции и глава венесуэльского парламента Хуан Гуайдо объявил себя временным президентом страны.

Его немедленно признали США, Канада, Бразилия, Парагвай, Аргентина, Колумбия, Перу, Чили и Гватемала. С юридической точки зрения, это ничего не значит, чисто политический шаг, направленный на делегимизацию Мадуро и давление на элиты в Каракасе.

Боливия заявила о солидарности с президентом Николасом Мадуро и поддержала его правительство.

Мексика продолжает считать Мадуро законным президентом Венесуэлы. Они заявили, что венесуэльцы должны решить все через диалог.

Госсекретарь США Майкл Помпео прямым текстом призвал венесуэльскую армию стать на сторону народа, а Мадуро к отставке. Вице-президент США Майкл Пенс также особенно не скрывает: записал прямое видеообращение, в котором поддержал оппозицию.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро обвинил Штаты в попытке государственного переворота, в принципе, тут все как обычно, ничего нового в его риторике.

Армия остается в казармах и держит нейтралитет. Оппозиция призвала войска перейти на ее сторону и объявить всем амнистию.

Мадуро объявил о полном разрыве дипломатических и политических связей с США и дал американским дипломатам 72 часа, чтобы покинуть страну.

Полиция начала разгон демонстрантов, заблокировавших главную улицу Каракаса.

Что делать Украине

Признавать нового президента или нет?

В принципе, тут надо исходить из того, а чего мы этим хотим добиться. Есть ли у нас интересы в Венесуэле? Нет. Есть ли у нас системная и внятная политика отношений с Венесуэлой? Нет.

Можем ли мы себе позволить играть в политические игры, в которые сейчас играют Штаты и их союзники? Нет.

Будем ли мы рады свержению правительства Мадуро? В восприятии общественности — вероятно, да. Для нас Мадуро — это не более, чем союзник Путина, а такого восприятия достаточно, чтобы желать ему всего плохого. Примитивно, но как есть.

Будет ли свержение правительства Мадуро нам выгодно? В случае, если оно будет сопровождаться вооруженными столкновениями и хаосом, то нет. Если же все пройдет бескровно, нам ни холодно, ни жарко.

Соответственно, зачем нам создавать лишние проблемы, ввязываясь в эту борьбу с признанием, непризнанием каких-то президентов или премьеров? Тем более, зная, что там достаточно стран по обе стороны баррикад. Например, наш “друг” Турция поддержала Мадуро.

Однако существует юридическая проблема. С точки зрения международного права признание или не признание президента ничего не значит. То есть, это чисто политический шаг.

А в доктрине Эстрады, которую сейчас разделяют большинство государств, вообще говорится, что подобное признание — посягательство на суверенитет других наций и вмешательство во внутренние дела государства.

Самопровозглашение временным президентом со стороны никому не известного Хуана Гуайдо — довольно сомнительно с точки зрения законодательства страны и международных норм.

Так вот, дабы не оказаться в неудобной ситуации из-за поддержки неоднозначных признаний в Венесуэле, Украине вообще не стоит в это ввязываться, особенно понимая, что завтра это может произойти и с нами со стороны России или кого-нибудь еще, например после выборов, как это было с Венесуэлой.

Украина максимум может сделать следующее

Во-первых, призвать к диалогу и заявить о том, что все должно решаться в рамках мирных переговоров и по букве закона.

Во-вторых, поддержать инициативу Испании, Португалии, Франции, Италии и Нидерландов о формировании контактной группы по диалогу по Венесуэле.

В-третьих, вообще не вспоминать никаких временных президентов, имея за плечами свои трэш-истории с народными губернаторами и народными мэрами.

В-четвертых,  призвать региональные государства не допустить кровопролития и скатывания кризиса в полномасштабную гражданскую войну. Это худший сценарий для всех, включая Европу.

Выходить за эти рамки я бы не стал. В конце концов, ситуация в Венесуэле — это региональная история с примесью глобальной борьбы Штатов с РФ и Китаем. Даже больше с Китаем. Такую игру мы пока что не тянем.

Автор: Илия Куса, эксперт по международной политике Украинского Института Будущего.

Илия Куса, Венесуэла, Ніколас Мадуро
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка