Подытоживая себя в 2019-2021 годах, убирая при этом ложную скромность и присущий отчету пафос официоза и сопутствующее ему обилие текста, постараюсь сконцентрироваться на самых важных (из 63 принятых законопроектов), по моему мнению, вещах, которые действительно требуют внимания.
На тех реформах, которых очень ждала страна, и которые команде удалось провести при моем непосредственном участии.
Обобщая и отходя от деталей, в которых, как водится, обитает дьявол, можно сказать, что основной, магистральной идеей того, чем я занимался в парламенте, была детенизация. Как на уровне нормотворчества, так и на уровне парламентского контроля.
И если в первом случае результаты формализованы в конкретных законодательных инициативах, то во втором – это постоянная, каждодневная работа с органами исполнительной власти, результатом которой стало значительное увеличение поступлений по НДС (в два раза, несмотря на Covid), налога на прибыль (вдвое за первое полугодие) и перевыполнение плана по акцизному налогу.
Магистральная задача реализуется в конкретных решениях, самые важные из которых предлагаю обсудить отдельно, назвав их непопулярным ныне, однако в нашем случае верным (ведь мы не заигрывали, а на самом деле делали важные вещи) словом реформы.
Итак, топ — дюжина реформ:
- Реформа фискализации. Обеспечение единых правил для бизнеса и выведение торговли и сферы услуг из тени для меня неожиданно стало личным. Казалось бы, важное и нужное для всех решение, которое вообще не вызывает каких-либо споров ни в экспертной среде, ни среди тех, кто хоть раз был за границей, в нашей стране вызвало бурную реакцию, обусловленную специально подогретыми протестами. Реформу пришлось отложить на год.
- Реформа БЭБ. Бюро экономической безопасности – орган, который создается вместо налоговой милиции, экономических подразделений Нацполиции и СБУ. БЭБ должно стать аналитическим правоохранительным органом с человеческим лицом, оставив в прошлом все так хорошо известные бизнесу традиции работы правоохранителей. Хочу отдельно поблагодарить за работу над законопроектом Ольгу Василевскую-Смаглюк, без которой проект точно не состоялся бы.
- Антиофшорная реформа. То, о чем говорили все без исключения политические силы, как минимум, последние 10 лет, удалось сделать нам в январе 2020 года, имплементировав в налоговый кодекс нормы, направленные на противодействие выведения прибыли крупным бизнесом за границу без уплаты налогов. Еще до этого, в конце 2019 года, мы приняли законы, позволяющие внедрить автоматический обмен налоговой информацией с более чем сотней стран мира. Вследствие этих решений уже с 2022 года оптимизация налогообложения через иностранные низконалоговые юрисдикции значительно усложнена.
- Реформа финансовой ответственности за налоговые правонарушения. Мы полностью изменили саму философию привлечения налогоплательщиков к ответственности за неуплату налогов, предусмотрев обязательное условие такой ответственности – вину налогоплательщика. А также введя обстоятельства, смягчающие ответственность, обязанность налоговой мотивировать свои решения. Без преувеличения этот институт финансового права стал цивилизованным и европейским.
- Авторизованный экономический оператор и совместный транзит. Два сложных и системных нормативных акта обогатили таможенное законодательство нормами, позволяющими привести наши таможенные процедуры в соответствие с процедурами ЕС, а также предусмотреть специальный правовой режим упрощенного таможенного оформления для добросовестных декларантов.
- Реформа небанковского финансового рынка. Законопроект о сплите, проголосованный в сентябре 2019 года, направлен на наведение порядка на рынке небанковских финансовых услуг. Принятие законопроекта предполагало полное обновление всей нормативной базы небанковского финансового рынка. На сегодня уже принят закон О финансовом лизинге. Первое чтение прошли еще три законопроекта: о страховании, о кредитных союзах, о финансовых компаниях и финансовых услугах. Это фундаментальные нормативные акты, призванные перезапустить крайне важные для экономики отрасли.
- Реформа рынков капиталов. Закон, принятый в 2020 году, призван запустить в Украине как товарные рынки, так и фондовые рынки. По разным причинам законопроект не могли принять шесть лет.
- Налоговая амнистия. Несмотря на отсутствие моего авторства под законопроектом (в отличие от других упомянутых реформ), в то же время я ощущаю и разделяю ответственность за него. Законопроект, принятый в рамках реализации задачи по всеобщей детенизации, имеет крайне важное значение. Ведь он дает возможность каждому украинцу начать финансовую жизнь с чистого листа.
- Реформа рынка платежных систем. Закон о платежных услугах, принятый в 2021 году – о cashless. О том, чтобы значительно расширить систему удобных, прозрачных и безопасных безналичных платежей и сократить нал. Мы даем возможность заниматься платежами не только платежным системам, но и предприятиям, связанным с платежами (например, операторам мобильной связи).
- Налог на Google. Многие справедливо посчитают этот закон слишком мелким для статуса реформы. Однако цивилизованные правила игры для интернет-гигантов в совокупности с более 3 млрд грн доходов бюджета, мне кажется, того стоят.
- Финансовый мониторинг. Эффект новой редакции закона о финмониторинге, вступившей в силу в апреле 2020 года, сложно переоценить. Успехи в противодействии скруткам с НДС нашей команды – во многом результат действия закона, который, с одной стороны, упразднил или существенно облегчил финансовый мониторинг для небольших операций, и ужесточил — для крупных. Теперь любая схема по уклонению от налогов либо по легализации денег, добытых преступным путем – как на ладони.
- Игорный бизнес. Реформа, которую надо было провести еще 30 лет назад, но которую проводить все боялись. Боялись и зарабатывали на нелегальном азартном рынке, вместо того чтобы создать ограниченную легальную альтернативу законной игры и обеспечить поступления в бюджет, который на август 2021-го получил уже более 1 млрд грн.
За скобками этого материала останутся и антиковидные законы, и отмена коррупционных площадок оценки, и стимулирование производства электротранспорта, и новая редакция таможенного тарифа, и декриминализация ст.205 УК. И многое другое, что при всей важности все же реформами не является.
Я благодарен членам Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, фракции Слуга народа, а также депутатам оппозиционных фракций, поддержавших крайне важные решения для страны. Решения, которых страна ждала десятилетиями. Только совместными усилиями нам это удалось.