Готово ли НАТО к войне: каково состояние оборонных возможностей блока в случае конфликта

После вторжения России в Украину в 2022 году НАТО приняло Стратегию передовой обороны и сдерживания. В том же году на саммите в Мадриде союзники обязались договориться об укреплении обороноспособности. Теперь на саммите в Вашингтоне страны НАТО подведут итоги усиления коллективной обороны.
Известно, что союзникам удалось значительно повысить расходы на оборону, на силы высокой готовности, командование, на учения. Кроме того, за это время к НАТО присоединились Финляндия и Швеция.
Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) отмечает, что НАТО может быть готово к войне, но остается открытым вопрос о том, готов ли блок вести затяжную войну — и тем самым сдерживать ее.
Путь НАТО к укреплению
НАТО начало задумываться об усилении своей обороноспособности после аннексии Крыма в 2014 году. Тогда союзники обязались увеличить расходы на оборону до более 2% ВВП.
В 2020 году была принята концепция сдерживания и обороны евроатлантического пространства (DDA). После нападения России на Украину в 2022 году НАТО предоставило в распоряжение Верховного главнокомандующего Вооруженных сил в Европе (SACEUR) 40 тыс. военнослужащих, а также воздушные, морские и другие силы.
За этим последовали четыре новые миссии EFP (программа НАТО по усилению присутствия в Восточной Европе), а также усиление морского присутствия, воздушная полиция, противовоздушная оборона и многонациональные учения.
Угроза России для НАТО
Несмотря на огромные потери России в войне, Путину при поддержке Китая, Ирана и Северной Кореи все же удалось восстановить вооруженные силы до довоенного уровня благодаря национальной мобилизации и военной экономике.
Помимо Украины, Россия угрожает ядерным оружием и НАТО, а также усиливает гибридные угрозы по всей Европе. Европейские лидеры считают, что Россия может напасть на союзников по НАТО в течение трех-пяти или восьми лет.
Наиболее вероятным сценарием является захват российскими войсками территории в Балтийском регионе. Это связано с тем, что баланс сил там резко сместился в пользу России. Но это не означает, что именно так и произойдет. Но в НАТО должны быть готовы, поскольку такое вторжение чревато ядерной эскалацией и его трудно обратить вспять.
Любая операция НАТО по восстановлению утраченных позиций будет требовать установления превосходства в воздухе и контроля над Балтийским морем.
Расходы на оборону
Обещание об инвестициях в оборону, принятое в 2014 году, обязывает союзников к 2024 году выделять на оборону не менее 2% ВВП — и не менее 20% ВВП на модернизацию.
После саммита в Уэльсе в 2014 году только три союзника выполнили эту задачу. В этом году, по прогнозам, ее выполнят 18 членов НАТО. С 2014 года европейские союзники увеличили свои инвестиции примерно на треть, до 380 млрд долларов.
Так, Норвегия заявила, что удвоит свои расходы на оборону в течение следующих 12 лет. Правительство Великобритании недавно объявило о плане по достижению 2,5% от ВВП к 2030 году — дополнительно 75 млрд фунтов стерлингов (96 млрд долларов). Канада тоже объявила о дополнительном финансировании в размере 8,1 млрд канадских долларов (5,9 млрд долларов США) к 2030 году, но все равно она не дотянет до 1,76% ВВП.
Несмотря на прогресс в сфере оборонных расходов, перед союзниками по НАТО продолжают стоять три важных вопроса: достаточно ли 2% от ВВП; на что потратить деньги (необходимо устранить пробелы в потенциале и избавиться от зависимости от США в коллективной обороне); и как тратить деньги — европейские союзники тратят больше, но сотрудничают меньше, что делает оборону более дорогой и малоэффективной.

Передовые силы обороны НАТО
Главным компонентом передовой обороны НАТО являются восемь миссий EFP (программа НАТО по усилению присутствия в Восточной Европе). После Мадрида союзники подтвердили боеготовность всех восьми миссий.
Четыре из восьми миссий были отработаны на уровне бригад — быстрое реагирование в кризисной ситуации. В то же время все восемь миссий интегрированы в командную структуру НАТО на уровне дивизии.
В планах EFP Эстонии, Латвии, Литвы и Польши — интеграция в новые национальные структуры на уровне дивизий. Союзники по НАТО также укрепили существующие миссии в воздухе и на море.
Остается открытым вопрос, будет ли даже бригадных миссий достаточно для сдерживания, учитывая местный дисбаланс сил в пользу России.
Модель сил НАТО
В Мадриде союзники договорились о переходе на новую модель сил NFM (NATO Force Model) к 2023 году. NFM заменит Силы реагирования НАТО (NRF, NATO Response Force) численностью 40 тыс. человек. NRF предусматривает три уровня сил, находящихся в состоянии готовности от 10 до 180 дней (срок готовности NRF составлял 15 дней).
NFM также включает силы высокой готовности, необходимые для новых Союзных сил реагирования, к которым НАТО перейдет в середине 2024 года. Подробная информация о NFM остается засекреченной.
Тем не менее известно, что Германия согласилась предоставить 30 тыс. военнослужащих и 85 кораблей и самолетов, которые могут быть мобилизованы в течение 30 дней.
Великобритания предложила боевые самолеты, корабли, авианосцы и сухопутные силы размером с бригаду. США разместили в Европе большую часть своих 80-тысячных сил.

Интеграция Финляндии и Швеции
Самым заметным достижением НАТО после Мадридского саммита стало вступление Финляндии и Швеции в блок. Это стало серьезным политическим сигналом для Москвы.
Для полной интеграции Финляндии и Швеции остается несколько проблем: разработка адекватной структуры командования, корректировка региональных планов, а также учет требований обеих стран к обороне в различных областях, включая логистику.
Учения по коллективной обороне
Недавно прошедшие учения Steadfast Defender стали крупнейшими для НАТО со времен холодной войны. В них приняли участие 90 тыс. личного состава от всех союзников во всех сферах деятельности.
В воздухе Германия провела крупнейшие учения Air Defender, а в мае этого года Vigilant Falcon проверила работу воздушной полиции на Балтике. В морских учениях Neptune Strike 2024 участвовали пять авианосных ударных групп в Средиземном море, а Dynamic Mongoose были посвящены противолодочным боевым действиям. Учения Baltops 2023 стали первыми, в которых в качестве союзника участвовала Финляндия.
Также были проведены испытания в новейших областях — кибер- и космической. В апреле НАТО провело специальные космические учения Vulcan Guard. В Таллине (Эстония) в прошлом году провели крупнейшие в мире учения по киберзащите Locked Shields.
Оборонная промышленность
Война России в Украине показала критическое состояние оборонной промышленной базы НАТО. С июля 2023 года Агентство НАТО по поддержке и закупкам (NSPA) заключило контракты на поставку боеприпасов, совместные закупки ракет Patriot и артиллерийских снарядов. Оборонные европейские производители увеличили объемы торговли внутри Европы.
ЕС выделил более 500 млн евро на производство боеприпасов и предоставил помощь Украине через Европейский фонд мира. Но при этом все еще сохраняются барьеры, препятствующие ускорению производства, и напряженность в отношениях между НАТО и ЕС.
Оборонные возможности НАТО
Совокупный потенциал НАТО значительно превышает российский — даже без учета Соединенных Штатов.
Из-за войны в Украине парк российских боевых танков сократился на 41% с 2022 года, а численность личного состава ВС РФ уменьшилась почти на 20%.
Страны НАТО (без США) имеют на вооружении более современную технику, чем Россия. Примерно 71% боевых самолетов НАТО были произведены или модернизированы после 1990 года по сравнению с 53% российского авиафлота.
Согласно данным Международного института стратегических исследований, количество боевых батальонов, основных боевых танков, боевых машин пехоты, бронированных разведывательных машин и самоходных артиллерийских установок в европейских армиях в период с 2014-го по 2023 год оставалось неизменным или сократилось.
То есть европейские страны испытывают значительный недостаток в военно-морских силах, средствах защиты воздушного пространства, ПВО и артиллерийских боеприпасах. Любая крупная боевая операция в Европе потребует вмешательства сил США.
Готово ли НАТО к войне?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какого рода война возникнет. Любой вариант серьезного конфликта между РФ и НАТО, который не закончится быстро, превратится в столкновение не только армий, но и обществ.
Это повлечет соревнование в готовности, промышленном потенциале и цепочках поставок, логистике, ресурсах и, особенно, в решимости воевать.
Сейчас Польша стремиться создать самую большую армию в Европе, а Соединенное Королевство хочет стать научно-технической сверхдержавой к 2030 году.
НАТО должно наращивать военный промышленный потенциал, увеличивать расходы на оборону, чтобы быть готовой к возможной затяжной войне.