Совбез ООН: возможна ли коренная реформа органа после войны в Украине и исключение РФ

Сегодня, 24 октября, в мире отмечают день Организации Объединенных Наций. Именно в этот день в 1945 году на конференции в Сан-Франциско 51 страна ратифицировала договор о создании ООН. Украина одной из первых подписала Устав и вошла в группу стран-основательниц.
Организация объединяет 193 государства, которые стремятся к поддержанию мира и международной безопасности, развитию сотрудничества между государствами.
Сейчас перед Организацией стоит колоссальный вызов — завершение войны в Украине, крупнейшего военного конфликта со времен Второй мировой. Еще добавился военный конфликт на Ближнем Востоке — между Израилем и ХАМАСом/Хезболлой.
7 мая 2022 года Совбез ООН единодушно поддержал заявление по факту войны в Украине. В заявлении отмечалось о глубокой обеспокоенности по поддержанию мира и безопасности.
В дальнейшем в ООН, в том числе и генсек Антониу Гутерриш, неоднократно выражали “глубокую обеспокоенность” и призывали к прекращению войны в Украине. Украинцев такие заявления только раздражали, потому что никакой пользы они не приносили и были просто словами.
Факты ICTV разбирались, почему ООН в течение войны доказала свою несостоятельность в решении конфликта в современном мире, а Россия до сих пор является постоянным членом Совбеза.
Реформа Совбеза Организации Объединенных Наций
Совбез ООН состоит из 15 стран-членов: 5 постоянных и 10 непостоянных, которых избирают на два года по географическому признаку. Постоянными членами Совбеза ООН являются США, Великобритания, Китай, Франция и Россия. Все они имеют право вето. Непостоянными членами сейчас являются: Албания, Бразилия, Габон, Гана, Индия, Ирландия, Кения, Мексика, Норвегия, ОАЭ.
К реформированию Совбеза ООН уже не раз призывали мировые лидеры, например, президент США Джо Байден, президент Украины Владимир Зеленский, немецкий канцлер Олаф Шольц. По словам последнего, нынешний Совбез происходит из времен, когда мир был организован иначе. Владимир Зеленский считает, что сегодня невозможно решать вопросы войны и мира, поскольку Российская Федерация до сих пор в Совбезе, да еще и пользуется правом вето. Премьер Португалии Луиш Монтенегру считает, что представительства некоторых регионов в Совбезе только мешают его деятельности.
Соединенные Штаты в рамках реформы предлагают создать в Совбезе ООН два постоянных места без права вето для африканских стран и еще одно выборное место для малых островных развивающихся государств. Однако США не предлагают менять количество стран, имеющих право вето. На сегодня это США, Великобритания, Франция, Китай и РФ.
Госсекретарь США Энтони Блинкен говорит, что ООН нужно превратить в современный инструмент, который будет отвечать реалиям сегодняшнего дня, а не мира 1945 года. Он отметил, что принципы Устава ООН не должны никоим образом нарушаться — никто не имеет права перекраивать границы стран силой.
Президент Эстонии Алар Карис отметил, что за последние годы мир уже увидел достаточно глобальных кризисов и конфликтов. А война России, постоянного члена Совбеза ООН, является полным пренебрежением Уставом ООН. Именно поэтому Совбез нуждается в реформировании, чтобы предотвратить преступления против человечности и военные преступления.
Президент Финляндии Александер Стууб считает, что Россию вообще надо исключить из Совбеза ООН, а к постоянным членам присоединить представителя Латинской Америки и еще по двое из Азии и Африки. К тому же надо отменить право вето одного государства. Президент Европейского совета Шарль Мишель также считает, что Совбезу ООН пора отказаться от права вето, потому что это лишь парализует работу органа.
А вот генсек Антониу Гутерриш очень скептически относится к отмене права вето, хотя поддерживает расширение Совбеза ООН новыми постоянными членами.
Политолог Олег Саакян в комментарии Фактам ICTV отметил, что ООН и Совет безопасности создавались в XX веке под вызовы того же века и была сформирована исключительная роль членов Совбеза ООН как ответственных за мировой порядок.
— И эта исключительность приводит к тому, что сейчас, чтобы изгнать Россию из Совбеза, ООН требует реформирования самой ООН и признания того, что в нынешнем виде она недейственна, — отметил Олег Саакян.
Исключение России из Совбеза ООН
По его словам, этой исключительностью пользуется не только Россия, в свое время пользовались и Соединенные Штаты, неоднократно и Китай. Поэтому выбрасывание России из ООН привело бы к деструкции этой модели, а на замену ей ничего еще не появилось.
Эксперт отмечает, что есть механизм исключения России через Генеральную Ассамблею ООН, но это потребует общемирового консенсуса, которого в нынешних условиях добиться невозможно, потому что на месте России впоследствии может оказаться любая другая страна. И поэтому вопрос с Россией в ООН выходит далеко за пределы вопроса России. Это вопрос, скорее, о самой системе и о прецедент, на который страны-члены не готовы идти.
— Есть еще чисто теоретическая возможность пересмотра наследственности за Россией места Советского Союза. Это то, что продвигала часть украинских экспертов. Но так же тогда возникает вопрос, кто допустил это нарушение? И, как в любом расследовании, главное не выйти на самих себя, — подчеркнул Олег Саакян.
По его словам, вряд ли западные лидеры согласятся на пересмотр наследственности места СССР, которое Россия фактически узурпировала при молчаливом активном согласии всех ключевых членов Совбеза ООН.
Злоупотребление правом вето
Политолог Олег Саакян напомнил, что Украина предлагала варианты, когда резолюцией Генеральной Ассамблеи страна-член Совбеза ООН признается агрессором, и тогда аннулируется ее право вето и ограничиваются ее функциональные возможности в статусе постоянного члена Совбеза ООН.
По словам Олега Саакяна, это могло бы быть эффективным механизмом при условии политической воли и консенсуса относительно ограничения власти агрессора. Но другие страны боятся того, что они могут оказаться на месте России. Например, Китай не поддержит такое решение.
— И поэтому достичь согласия вокруг этого будет крайне трудно, почти невозможно. Более того, в случае создания такого механизма, есть риск того, что в будущих агрессиях даже резолюции ООН сложно будет принимать, — отметил политический эксперт.
Олег Саакян отмечает, что российско-украинская война произошла как раз из-за всех этих недостатков ООН. Именно ООН допустила эту войну. И ожидать от организации, что она сможет справиться с этой ситуацией, когда она и является частью проблемы, было бы крайне странно.
Поэтому здесь встает вопрос глубокого реформирования ООН по результатам российско-украинской войны, или уже полная перезагрузка архитектуры международной безопасности.
— Сейчас я бы не надеялся на реальные возможности в рамках ООН достичь какого-то лучшего результата. То, что мертво, умереть не может, — подытожил политолог.
Гутерриш поехал к Путину на саммит БРИКС
Сегодня в российской Казани начался 16-й саммит лидеров стран БРИКС, куда приехал и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Кстати, первый Саммит мира, организованный Украиной в Швейцарии, генсек проигнорировал. Представитель Гутерриша Фархан Хак заявил, что генеральный секретарь ООН на саммите БРИКС встретится с российским диктатором Владимиром Путиным, чтобы обсудить войну в Украине.
По словам Олега Саакяна, логика Гуттериша не приехать на Саммит мира, но приехать к Путину можно объяснить тем, что на украинском саммите ООН не имеет своей исключительной роли из-за ее импотентности перед лицом самого большого вызова для безопасности в XXI веке.
А на саммите БРИКС с Путиным Гуттериш пытается обеспечить какое-то место для ООН в переговорном процессе и в контексте российско-украинской войны. Тем самым оправдать существование ООН, как структуры и себя, как и генсека.
— Если говорить не о рациональных мотивациях, а скрытых или иррациональных, то ни для кого не секрет, что господин Гутерриш всегда тяготел к клубу антиамериканских стран. И во многом колебался вместе с линией Китайской коммунистической партии в своей деятельности, — отметил политолог Олег Саакян.
То есть можно сказать, что Китай на саммит БРИКС собирал все свои влияния, чтобы задать максимальную статусность этому событию. Поэтому вряд ли кто-то удивлен, что между Саммитом мира в Швейцарии и саммитом БРИКС в Казани генсек ООН Антониу Гутерриш выбрал второй.