Когда ребенок говорит, что он не хочет идти в садик, кружок, школу или же на улицу, эти слова кажутся глобальными и часто пугают родителей. Но все это очень общие формулировки.
Как правило, ребенок пытается избежать только части этой глобальности. Родителям следует постараться научиться разделять общее “не хочу” на конкретные части.
Если погрузиться в детали, то окажется, что ребенок все же хочет ходить в школу или в садик. Если ему помочь разобраться, то ребенок уточнит, что:
- я устал;
- мне сложно проснуться сегодня или вообще просыпаться утром;
- я утром не могу собраться и вспомнить, что нужно делать, а родители ссорятся;
- мне не нравится, неудобная форма (ведь есть школы, в которых обязательна форма);
- меня укачивает в дороге (устаю, мне страшно, мне скучно идти, я хочу идти сам, я стесняюсь, что меня водит мама);
- мне одиноко в школе (поссорился или нет друзей);
- меня оскорбляют, надо мной смеются, я стал свидетелем или жертвой буллинга;
- я потерял учебник, рюкзак;
- я не сделал домашнее задание;
- я не могу ходить в туалет в школе;
- мне сложно дается определенный предмет;
- у меня сложные отношения с учителем;
- я напортачил и не понимаю, как исправить ситуацию;
- мне страшно не справиться и получить плохую оценку;
- я влюблен/на (в девушку-парня с другим режимом обучения);
- я плохо себя чувствую (заболел, чувствую тревогу, боюсь заболеть);
- я много пропустил, не могу быстро догнать;
- я стесняюсь;
- я хочу есть (не могу есть то, что дают в школе);
- я стал свидетелем обмана, правду сказать не могу — боюсь предать одноклассников, обмануть учителя тоже не могу;
- мне не хватает времени на хобби.
Представьте, каждый из этих пунктов в моей практике был причиной слов “я не хочу в школу” у разных детей. И все эти пункты для них серьезны. Я прошу ребенка переформулировать так: я хочу в школу, но…
И решить вопрос с одним-двумя пунктами гораздо легче, чем с глобальным “я не хочу в школу”.
Но для того, чтобы ребенок любого возраста смог вместе с нами размышлять обо всем этом и доверить то, что ему сложно, — важно, чтобы мы приучили себя слушать, не перебивая, не оценивая, всерьез относясь к его словам и искренне желая разобраться и помочь.
Автор: Светлана Ройз — детский семейный психолог