Десятый год войны, второй – с начала полномасштабного вторжения. Более 1,5 млн украинцев носят форму различных подразделений сектора безопасности и обороны. И мобилизационные мероприятия продолжаются.
Интенсивность боевых действий после 24 февраля 2022 года усилилась в разы. Соответственно, увеличилось и количество минно-взрывных травм. Часть тех, кто получил ранения, возвращается домой, в каждой громаде есть семьи погибших защитников, сотни тысяч семей ждут своих родных дома.
Понятно, что рано говорить о демобилизации, однако пора готовиться к возвращению военных, нарабатывая системы физической и психологической реабилитации и поддержки, льготы, социальные услуги и механизмы почтения памяти как на уровне государства, так и на уровне громады.
Кто первым будет встречать демобилизованных защитников и защитниц? Прежде всего, это семьи, громады, трудовые коллективы. Есть ли понимание, кто будет работать с ними на местах, оказывая необходимую поддержку и помощь, кто уже должен готовить семьи к возвращению, как будет происходить реадаптация в коллективах?
К сожалению, пока ответов на все эти вопросы не существует.
Мы, украинское общество, представители государства и громад, должны начать создавать и внедрять новые, эффективные ветеранские политики, ведь имеющаяся, по состоянию на сегодня, система социальной поддержки, медицинских и реабилитационных услуг для ветеранов войны не выдержит и месяца, когда одновременно со службы вернутся хотя бы 100 тыс. ветеранов. Не говоря уже о миллионе.
По моему мнению, украинский подход к ветеранским политикам должен быть сосредоточен на человекоцентричности, простоте и действенности, усваивая успешные примеры других стран.
Такой подход должен отличаться от политик имперской России, которая не считает своих людей… Политик, где из-за сложной бюрократической процедуры человек не может получить услугу, а если не может — значит, такого человека для тоталитарной власти не существует.
К сожалению, копия советского закона о “соцзащите” ветеранов до сих пор руководит почти всеми государственными органами в этой сфере.
Этот текст — первый в серии о ветеранской политике и на что она, по моему мнению, должна опираться в Украине. Я попробую объяснить, кто и что является основой формирования, внедрения, получения фидбека, усовершенствования и снова внедрения этих политик. Некий SCRUM на минималках, но в масштабах стратегического видения реадаптации и реинтеграции защитников и защитниц всей страны.
Важно! Должны проговорить понятие “ветеранские политики”, о которых так часто (а на самом деле — нет) говорят.
Вы точно знаете, что государственные политики — это комплекс или система действий органов власти, направленных на решение определенных вопросов общества. Органы власти могут быть национальными, региональными или местными.
Но уже не сложно догадаться, что ветеранские политики — это определенный комплекс действий по решению вопросов, касающихся непосредственно ветеранов, их семей, семей погибших и пропавших без вести. На национальном, региональном или местном уровнях.
Из собственного опыта получения услуг, как участник боевых действий, а также работы на государственной службе и в общественном секторе, я предлагаю рассмотреть четыре “столпа” ветеранских политик, которые, по моему мнению, в современных реалиях должны стать основой для их качественного формирования и эффективного внедрения, а именно: государство, общество, общественные организации и бизнес.
В следующих публикациях я попробую разобрать функции и роли каждого из этих “столбов”, показать положительный практический опыт (украинский и зарубежный) и соединить эти столбы в логическую систему под названием “ветеранские политики”.
Больше о важных решениях можете посмотреть в трансляции Всеукраинского диалога: громады — ветеранам.