Не так давно стало известно, что национальный украинский перевозчик — авиакомпания Международные авиалинии Украины (МАУ) закрыл авиасообщение с Астаной и Коломбо. Что происходит?
По мнению авиаэкспертов, украинские авиаперевозчики находятся в гораздо более невыгодных условиях, чем их конкуренты. Хотя, по логике, именно иностранные компании должны испытывать сложности из-за низкой рентабельности, не говоря уже о налогах и проблемах с инфраструктурой.
Украинской авиакомпании остается только оптимизировать свою маршрутную сеть, сокращая направления полетов. Во многих других странах мира государство обязательно простимулировало бы отечественные авиакомпании, чтобы возродить отрасль и способствовать экономическому росту. В Украине не так.
Обратите внимание, в стране 50 действующих аэропортов, однако реально функционируют только 10. Большинство из них нуждаются в капитальном ремонте, реконструкции аэродрома. Географически Украина расположена в центре Европы, но так и не стала реальным центром транзитных авиасообщений.
Читайте: Получим, но не будем летать: МАУ о Boeing 737 MAX
Основные проблемы авиаотрасли в Украине: навигация, инфраструктура, налоги, акцизы, война, политика.
Украинские власти долгое время поддерживали дорогую стоимость аэронавигации. Отечественные перевозчики вынуждены переплачивать за среднемагистральный рейс $350, за дальнемагистральный рейс — $1 тыс.
Из-за таких проблем крупная авиакомпания МАУ вынуждена была закрыть авиасообщение с Астаной и обещает другие закрытия на восточном плече транзита. А в Украине эта авиакомпания считается национальным брендом, как Люфтганза в Германии, Эйр Франс во Франции.
Отдельная история с налогами. Например, в Украине действует налог на добавленную стоимость — 20% от суммы любого товара или услуги. Соответственно, если к сумме самого перелета добавить еще 20% налога, то перелет становится нерентабельным.
В Украине действует акцизный сбор на авиатопливо — $32 за тонну. Европейская практика запрещает применение подобных акцизных сборов для пассажирских рейсов. Как видим, даже на стартовых позициях украинские авиакомпании проигрывают иностранным авиаперевозчикам.
Заправиться в Польше или любом другом европейском аэропорту намного дешевле, чем в Украине. А МАУ не может заправляться в Европе, так как базовым аэропортом (началом и концом полетов) является Борисполь. И это ведет к значительным финансовым потерям.
Да и в целом, как в условиях войны жить бизнесу? С 2014 года Крым находится под оккупацией России, а на Донбассе РФ ведет военные действия. Мы же помним о трагедии с Боингом МН17, который был сбит над территорией Донбасса. Из-за войны действует запрет на перелеты над восточными территориями Украины.
Читайте: Из Украины запустили новый рейс в Бургас: дата и цены
Есть запрет на прямые рейсы в РФ, а также транзитные рейсы над ее территорией. Правда, другими видами транспорта добраться до РФ можно, да и через Беларусь можно долететь до России и вернуться обратно в Украину. Но при таком раскладе страдают отечественные авиаперевозчики.
Это удлиняет маршрут, что ведет к удорожанию стоимости перелета, например: на рейсе Киев — Пекин + $15 тыс., на рейсе в Алматы — более $10 тыс. И что остается делать национальному перевозчику? В решении проблемы есть два пути: закрывать направления полетов, сокращать штат сотрудников. Или в случае компенсации (прямой или через систему стимулов от государства) – страна получает авиационный хаб, налоги от авиакомпании, развитие предпринимательства.
Ведущие компании, как Турецкие и Катарские авиалинии, являются дотационными, которые находятся в собственности у государств. Они вкладывают огромные деньги в авиакомпании, чтоб развивать свои хабы Стамбул и Доху, а также зарабатывать на сопутствующем туристическом бизнесе.
Лоукостеру Ryanair доплачивают муниципалитеты за привоз пассажиров именно в их непопулярный город (дальний аэропорт), ведь человек там тратит деньги на смежные сервисы: гостиницы, рестораны, аренду авто.
Читайте: Ryanair открывает еще четыре рейса из Украины – направления
Грузия, после того, как столкнулась с российскими санкциями, предоставила государственные дотации авиакомпаниям, чтобы они имели конкурентное преимущество на рынке. Катар, который имел давление со стороны соседних стран, ввел безвизовый режим с другими странами, что позволило национальным перевозчикам получить спрос на других рынках и увеличить доходность компаний.
Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий выступил категорически против каких-либо компенсаций за то, что украинские авиаперевозчики вынуждены облетать территорию России. В одном интервью он заявил: Что касается международных перевозок именно в части России, опять же, вопрос чувствительный, его нужно очень осторожно изучать. Потому что любая компенсация происходит, даже социальные компоненты, за счет бюджета. Но поскольку денег в бюджете на всех не хватит, сначала надо ждать роста рынка авиации, и уже только после этого рассматривать механизмы поддержки.
Читайте: Ручная кладь МАУ: что можно и запрещено провозить на борту
Это более чем странно. Почему с Россией запрещено только авиасообщение, а, например, железнодорожный транспорт беспрепятственно возит пассажиров? Министр на это отвечает, что у Украины есть соглашения, которые не отменены: Всемирная торговая организация (ВТО), пятая статья которой говорит о том, что должен происходить транзит, и ни одна из сторон-подписантов не может ограничивать это транзитное право или блокировать его. То есть если мы нарушаем правила ВТО, это нужно решать не только на украинском уровне, но и на международном. Иначе получается, что мы теряем свой транзитный потенциал и нарушаем часть соглашения с ВТО.
Как бы там ни было, сейчас Министерство инфраструктуры и профильный комитет Верховной Рады должны принимать комплексные решения, направленные на построение и укрепление хаба на базе аэропорта Борисполь, поддержание национального перевозчика. Это реально приведет деньги в экономику и поспособствует развитию страны.
По словам нового руководителя национального авиаперевозчика МАУ Евгения Дыхне, есть несколько факторов, которые негативно влияют на украинские авиакомпании и снижают конкурентоспособность по сравнению с иностранными.
Он утверждает, что облет территории России в связи с военной ситуацией является весомым ударом. И нужно убрать акциз на авиационное топливо. Также нужно отменить и налог на добавленную стоимость на ввоз воздушных суден и запчастей.
Надеемся, что новая власть услышит национального авиаперевозчика. Ведь именно МАУ — это один из примеров белого бизнеса, который дает работу украинцам и платит налоги в Украину.
Автор: Наталия Белоус, политолог.