Вывод Мюллера об отсутствии сговора во время выборов в США 2016 года — это хорошая новость даже для оппонентов Трампа.
Во-первых, это означает, что Россия далеко не столь мощная. Во-вторых, что манипулировать избирательным процессом в демократических государствах не так просто. И, в-третьих, что есть все шансы положить конец вокруг политических спекуляций в самих США и сосредоточиться на более долгосрочной внешнеполитической повестке дня.
На мой взгляд, вероятность того, что Мюллеру мешали работать — минимальная. В Америке достаточно критиков действующего президента, для работы спецпрокурора были созданы все политические условия. Оснований ставить под сомнение эффективность американских институтов нет.
Российская политика США определяется системой долгосрочных факторов, в основе которой лежит стремление максимально эффективно использовать Москву там, где это нужно, параллельно уменьшая ее возможности в дальнейшем дестабилизировать международную безопасность.
Выводы Мюллера не изменят этого подхода, но они позволят Трампу вести себя на российском направлении более уверенно.
Результатом может стать более творческий и креативный подход администрации к действиям Кремля, увеличение инициативы, предложения широких геополитических комбинаций, вроде общего точечного сдерживания Китая, борьбы с распространением ядерного оружия или эпизодической сотрудничества с ближневосточным вопросам.
В то же время основа подхода — использование России с пользой для себя — не изменится.
Что касается пакета антироссийских санкций, то они играют важную роль в реализации американской стратегии ослабления и использования России. Этот режим дополнительно зафиксирован решениями Конгресса, поэтому ослабить санкционное давление Трампу будет трудно, даже если бы он этого захотел. Но зачем? Этот инструмент прекрасно работает, Российская Федерация пока не сделала ничего, что дало бы основания даже серьезно думать об ослаблении санкций, а потому они будут оставаться.
Автор: Николай Капитоненко, эксперт Международного центра перспективных исследований.