Дорогие братья и сестры! Каждое дело, которое мы начинаем, имеет определенную цель: если мы выходим из своего дома, то намерены куда-то попасть; если сеем, то надеемся на хороший урожай; если работаем, то ожидаем плоды труда.
Великий пост, который мы сейчас начинаем, — не исключение, и он также имеет свою цель. Эта цель — через воздержание души и тела, через общение с Богом в молитве, в таинствах Покаяния и Евхаристии достичь изменения своей духовной жизни к лучшему.
Первое и чаще всего, когда речь идет о посте, вспоминают об ограничении в еде. Действительно, церковная традиция поставляет нас в этот особый период отказаться от продуктов животного происхождения, уменьшить количество того, что мы потребляем, отдавать предпочтение простой, не прихотливой пище.
Этим добровольным самоограничением мы приучаем себя к телесному воздержанию, к тому, чтобы довольствоваться простым и необходимым, не позволяя требовательности и избыточности завладеть нашим сердцем.
Разве грех в том, что я съем мясо? Разве Бог смотрит ко мне в тарелку? Такие вопросы можно услышать от критиков постового питания.
Бесспорно, что есть, само собой, не является грехом, однако, если мы на некоторое время не можем добровольно сдержать себя от вкусной и привычной для нас пищи, как мы сможем себя сдержать от грешных привычек?
Сдержанность тела помогает нам осваивать наши страсти, воспитывает силу воли, приучает к тому, что душа направляет тело, а не тело имеет душу за свою служанку. Ведь мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть, и пост позволяет нам задуматься: что на самом деле является первичное и главное, а что — второстепенное.
Пост нужен не Богу или церкви, а он нужен нам самим, чтобы мы, сдерживая себя, приучались к лучшему, чтобы духовное ставили выше материального.
Очевидно, что не все и не в одинаковой степени могут поститься: кто обременен болезнью или тяжелым трудом, кто зависит в пище от внешних обстоятельств, не имея выбора, что будет поставлено на стол. Ряд объективных причин дают повод для ослабления строгих правил постового питания.
Однако если эти обстоятельства есть, то лучше не отказываться совсем от поста.
А вместе со своим духовником, с приходским священником посоветоваться и найти такой способ выполнения постовых правил, который, с одной стороны, будет отличать время святой Четыредесятницы от обычных дней, а с другой — не будет наносить вред здоровью.
Пост — это не только и не столько ограничение в еде, как время целостного труда человека над собой, а такой труд для христиан невозможен без духовной составляющей поста — без молитвы, покаяния и причащения Святых Тела и Крови Христовых.
И если предписаний поста в еде не все могут соблюдать в равной степени, то духовную составляющую поста никто не должен отвергать.
Никто из нас не может сказать, что есть безгрешным, не требует покаяния и прощения своих грехов. Тем более, никто из христиан не может отрицать потребность как личной, так и общей молитвы во время храмового богослужения.
В суете будней мы часто забываем про эти важные потребности нашей души, поэтому время поста для нас — удобная возможность и поощрения остановиться, стишитися, подвести глаза от земного и временного к небесному и вечному.
Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4: 4). Эти слова Спасителя побуждают нас к тому, чтобы в любое время поста уделять больше внимания духовно-полезному чтению.
Священное Писание, установки святых отцов и учителей церкви, жития святых, поучения подвижников, другие духовно-полезные книги и публикации пусть заменят нам, хотя бы в какой-то степени обычное созерцание телевидения, публикаций на интернет-страницах или сообщений в социальных сетях.
Тем более, что, первое приносит в душу мир, предоставляет полезные и поучительные примеры для подражания, а второе очень часто вызывает обеспокоенность, провоцирует споров и осуждения, побуждает к греху.
Бесспорно, что про пост можно сказать еще много, однако хочу ограничиться этими соображениями.
Кто хочет знать больше — может найти ответы на другие вопросы о посте в многочисленных публикациях или в личном общении с опытными в вере.
Я хочу пожелать всем вам полезного и плодотворного поста телесного и духовного. Пусть Бог благословит нас хорошо пройти путь святой Четыредесятницы! С молитвой за всех вас.
Автор: Епифаний, Митрополит Киевский и всея Украины.