Украина получит вооружение “стратегического значения” — два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Saab 340AEW&C (S 100D Argus) с радиолокационным комплексом ASC 890.
Сегодня об этом официально сообщило Министерство обороны Швеции. В рамках 16-го “пакета помощи” на $1,25 млрд (~48,75 млрд грн) мы получим:
- два самолета ДРЛОиУ;
- “весь парк” местных гусеничных БТРов Pbv 302 (Pansarbandvagn 302), включая запчасти, оборудование для технического обслуживания и боеприпасы;
- авиационные ракеты средней дальности Rb 99, фактически американские AIM-120 AMRAAM, которые используются в ЗРК NASAMS и на истребителях (например, F-16);
- 155-мм артиллерийские боеприпасы;
- танки или бронемашины на их базе (без детализации ни относительно количества, ни относительно типов);
- средства спутниковой связи и проплата их абонплаты, запасные части, а также финансовая поддержка европейских фондов закупки вооружения (к сожалению, пока не Повернись живим).
Это самый большой “пакет помощи”, который Стокгольм передал нам. Общий озвученный объем помощи от Швеции с 2022 года составил $4,1 млрд (~160 млрд грн).
Самолеты от Швеции
Самое интересное в новом “пакете” это, конечно, два самолета Saab 340AEW&C с радиолокационным комплексом ASC 890 (S 100D). Их передача будет происходить с имеющихся в Воздушных силах Швеции бортов, которых там как раз две единицы.
Корни разработки тянутся до начала 80-х годов, когда Агентство перспективных оборонных технологий (FVM) инициировало программу разработки авиационного комплекса раннего обнаружения воздушных и надводных целей. В 90-е годы шесть самолетов были поставлены в ВС Швеции и вошли в состав 72-й эскадрильи специальных самолетов 7-й Авиационной флотилии (авиабаза Сотенес). Первоначально они несли радиолокационный комплекс Ericsson (Saab) FSR-890 (PS-390) Erieye и назывались S 100B Argus.
В 2000-х два самолета прошли двухэтапную модернизацию — сначала, перед тем как уйти в аренду в Грецию, а затем после возвращения назад Швеции в 2010 году. Она включала интеграцию аппаратуры обмена данными Link-11 и Link-16, защищенную радиосвязь и обновленную систему государственного распознавания.
В 2005 году на четырех Аргусах дополнительно установили систему радиотехнической разведки фирмы Томсон-CSF (ныне Талес), а в 2009-м был модернизирован радар к стандарту ASC 890.
Как результат, радиолокационный комплекс сменил название на ASR 890, а сам самолет на S 100D (был S 100В).
Остальные четыре самолета были проданы в Объединенные Арабские Эмираты (в 2009 году) и Таиланд (в 2008-м и 2010-м). При этом уже в декабре 2020-го два Эмиратских борта вернулись назад компании Saab и, после продления ресурса и модернизации, в прошлом году были проданы Польше за относительно небольшие $58 млн (~2,262 млрд грн).
Два находящихся на вооружении Швеции ДРЛОиУ-самолета должны заменить новые самолеты S 106, на базе Bombardier Global 6000 с радиолокационным комплексом Erieye ER. Контракт на них был подписан в июне 2022 года со сроком реализации в 2027 году и опционом на еще два самолета.
Так как Швеция передает два своих ДРЛОиУ-самолета нам, уже подписанный контракт планируют ускорить, а также докупить один самолет (вероятно, из упомянутого опциона).
Для Воздушных сил Украины получение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления — это прекрасное усиление возможностей будущих истребителей F-16 как для противовоздушной обороны, так и для нанесения ударов по наземным или надводным целям.
В целом наличие такой техники переводит нашу противовоздушную оборону на качественно более высокий уровень. Ожидается, что мы сможем значительно эффективнее обнаруживать ударные и разведывательные БПЛА, летящие на низких высотах крылатые ракеты, использующие рельеф местности и пробелы в радиолокационном поле от наземных РЛС.
Теперь с нетерпением ждем их в украинском небе!