
Восьмая публикация проекта о мировых межнациональных конфликтах. Мы снова в Африке, говорим Южном Судане с Александром Мишиным, соучредителем Центра исследования Африки.
Для лучшего понимания ситуации рекомендуем перечитать первую публикацию об Африке, которая в том числе касается очевидного гегемона на континенте — Ливии. В Африке была своя “Россия” и свой “Русский мир”.
Читайте: Война в Сирии: кого бомбит Россия и новая Османская империя Эрдогана
Читайте: Распад Югославии и Дейтонские соглашения: принуждение к миру, или Бомба замедленного действия
Читайте: Война в Нагорном Карабахе: неожиданная эскалация не в пользу России и Турции
Читайте: Война Эфиопии и Эритреи: первая российско-украинская
Читайте: Война и независимость Косово: развенчаны мифы, которыми прикрывался Путин
Читайте: Война в Хорватии: ликвидация сепаратистов за 84 часа и сдача героев
Читайте: “Бархатный развод” Чехии и Словакии: выбор элит вопреки мнению народов
Читайте: Война в Южной Осетии и Абхазии: ва-банк Саакашвили и провал стратегии Путина
Александр Мишин, специализируется на научных исследованиях государств Африки и Ближнего Востока с 2003 года. В 2012 г.. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам безопасности на Африканском континенте.
Шариатские суды для христиан
Страна — лоскутная, искусственно созданная в 1898 году, когда Великобритания свергла государство Махди. До этого на месте Судана были султанаты Сеннар, Дарфур, государство Шигуков, княжества Беджа и т.д.
Когда Великобритания свергла режим Махди, она объединила свои южные и северные территории в одну страну, которая называлась Англо-Египетский Судан. Это был кондоминиум — ситуация, в которой одновременно два государства (Египет и Великобритания) управляют одной общей колонией. Украина тоже находится на разломе между евроазиатским и европейским мирами. Подобно к Украине, Судан — государство расколотое, между исламским и африканским мирами. Север Судана преимущественно мусульманский, юг — христианский.
Ключевая причина конфликта — нефть. Большую часть нефти в Судане добывают китайские компании. (Кстати, даже после завершения гражданской войны США не сняли санкции ни из Судана, ни из Южного Судана. В частности, из-за поставок нефти в Китай. Это тонкий момент в дипломатии… Формально США наложили санкции на правительство Хартума из-за того, что он поддерживал террористическую деятельность, но эта проблема уже исчерпана, однако санкции продолжают действовать. На территории Судана длительное время проживал Усама Бен Ладен. Террористическая организация “Аль-Каида” изначально создавалась в Судане, только потом перебралась в Афганистан).
Великобритания “хитро объединила” Судан. Это была одна большая административная единица, но искусственная внутренняя административная граница между Севером и Югом сохранилась. Это что-то похожие на “сокальский кордон” — условный термин для обозначения административной линии между Галиччиной и украинскими северо-западными землями Волынью и Холмщиной во времена Второй Речи Посполитой 1920-1939 гг.
Британцы заложили бомбу замедленного действия, разделив страну на мусульман и христиан-протестантов и анемитов (так же, как в Индии и Пакистане). Администрацию на христианском юге британцы сформировали из мусульман-египтян, что вызвало неприятие местным населением.
Населению Южного Судана предложили шариатские суды. Представьте, вы — христианин, вам разрешено употреблять свинину, алкоголь, если незначительная кража — посадят согласно светского уголовному кодексу. А по шариату свинина, алкоголь запрещены, за кражу — вообще накладывают строгие наказания “хадд” в виде отсечения конечностей. Словом, у Юга были веские предпосылки для борьбы за свою свободу. Также накопились огромные противоречия в распределении доходов от продажи нефти. Доходы шли только на Север, а элитам Юга ничего не оставалось.
1955 -1964 гг. — первая гражданская война в Судане за автономию Юга. Автономию завоевали, местные получили частичное право занимать должности в администрациях. Но впоследствии на Севере произошел переворот, новый президент Нимейри отменил автономию и в 1983 году вспыхнула вторая гражданская война. Она продолжалась до 2005. 2 млн человек погибли, 4 мн стали беженцами и переселенцами.
Россию и Украину в геополитическом смысле объединяют газопроводы. России не выгодно вести значительные наступательные операции на нашей территории пока не будет альтернативы экспорта газа в обход Украины. Так же Южному Судану не было выгодно вести полноценную войну с Севером, пока его нефть экспортировалась исключительно по нефтепроводу по этой территории. Альтернативный нефтепровод через соседнюю Кению только проектируется.
Найвашские соглашения
Для урегулирования конфликта в 2005-м были заключены Найвашские соглашения.
Южный Судан получил свои квоты в правительстве — в частности, должность 1-го вице-президента с реальными полномочиями, а также право на собственных губернаторов.
Второй документ — треть доходов от продажи нефти оставалась на Юге.
Третий — по реинтеграции вооруженных сил повстанцев в вооруженные силы страны.
Четвертый — будущее Южного Судана должно было решаться на референдуме через 6 лет, в январе 2011 года. За это время вернулись беженцы, была проведена перепись населения, сформирована инфраструктура избирательных участков.
Также были подписаны протоколы по урегулированию статуса спорных регионов: Абьей, Южный Кордофан и Голубой Нил.
Судан и Южный Судан на современной карте.
Референдум и новая эскалация
Шесть лет Юг и Север жили вместе. На референдуме 2011 года 97% жителей Юга проголосовали за независимость Южного Судана.
Однако дальше все пошло трагически. Протоколы от 2005 года не решили всех проблем. Осталось самое главное — вопрос границы. После объявления независимости Южным Суданом, буквально через 2 месяца началась пограничная война. Спорным стал регион Абьей. Он мал по площади, но важнейший — там очень большие нефтяные поля. В Абьей функционирует специальная миссия ООН. Де-факто регион контролирует правительство Судана и миротворцы.
В 2013 году в Южном Судане началась гражданская война. Этнос динка монопольно захватил власть. Президент Южного Судана Сальва Киир превратил режим на автократический. Лидер оппозиции с этноса нуэров Риека Машар выступил против.
В ходе гражданской войны в Южном Судане погибли 50 тыс. человек, почти 2 млн стали переселенцами.
В декабре 2015 года стороны подписали перемирие. Но устойчивого мира нет, потому что все упирается в административное деление — не могут договориться, кто станет губернаторами областей. Стороны уже вроде бы достигли согласия относительно распределения должностей, но у президента-автократа Сальва Киира возникла идея переформатировать области. Опять тупик. Власть не разделена, возникают очередные риски вспышки насилия.
В Северном Судане тоже не все хорошо. Страной руководит президент Аль Башир, на которого выдан орден международного суда об аресте (его обвиняют в геноциде в конфликте в Дарфуре). В 2013 году там тоже назревал свой Майдан. Появился очень похожее на украинскую “Пору” движение “Тагеир Альан” (“Перемены сейчас”), которое выступает за демократические перемены в стране. Но если режим Аль Башира развалится, то в Африке, не сомневаюсь, возникнет очередное исламистское государство, потому что власть перейдет в руки Исламского движения во главе с доктором Хасаном ат-Тураби (умер в марте 2016 года). Будет реализован сценарий как в Египте, где революцию делали демократические общественные активисты, а в итоге народ проголосовал за исламистов. Это большой риск для стран Запада, поэтому вскоре после прихода исламистов, он снова вернет к власти “молодых суданских офицеров”.
Читайте: Война в Сирии: кого бомбит Россия и новая Османская империя Эрдогана
Читайте: Распад Югославии и Дейтонские соглашения: принуждение к миру, или Бомба замедленного действия
Читайте: Война в Нагорном Карабахе: неожиданная эскалация не в пользу России и Турции
Читайте: Война Эфиопии и Эритреи: первая российско-украинская
Читайте: Война и независимость Косово: развенчаны мифы, которыми прикрывался Путин
Читайте: Война в Хорватии: ликвидация сепаратистов за 84 часа и сдача героев
Читайте: “Бархатный развод” Чехии и Словакии: выбор элит вопреки мнению народов
Читайте: Война в Южной Осетии и Абхазии: ва-банк Саакашвили и провал стратегии Путина
Общался Ростислав Буняк.