Вместо 110 кг – меньше 50, тело все в синяках: как россияне издевались над нашими пленными в СИЗО

В России Вяземское СИЗО №2 стало местом пыток для украинских пленников. Три истории наших военных читайте далее.
Александр Грицюк в плену
Мужчина попал в плен в апреле 2022 года под Новобахмутовкой. В январе 2024-го родным сообщили, что тело Александра вернули из плена.
– Мы живем на Волыни в городе Киверцы. Мой муж Александр работал строителем. С первых дней полномасштабной войны он сказал: Кто, если не я? И пошел добровольцем. Воевал в 110 бригаде имени Марка Безручко, — рассказывает его жена Оксана.
Женщина только один раз получала письмо от своего мужа и оно, несомненно, было написано под диктовку. Первое известие об издевательствах над ее мужем Оксана получила в начале января 2024 года.
– В начале января 2024 года я получила информацию от еще одного сокамерника моего мужа. В этот раз я услышала, что над ним издевались. А уже 24 января мне позвонила следователь из Киева и сказала, что был обмен телами в декабре 2023-го, и у них есть тело моего мужа, — говорит Оксана.
Женщина отмечает, что это был самый страшный день в ее жизни.
– Когда мы 25 января приехали в Киев на опознание тела, я была шокирована тем, что увидела. Это была страшная картина. Особенно поразило, насколько тощее тело привезли. Патологоанатом сказал, что в нем не было и пятидесяти килограммов, – говорит Оксана.
По ее словам, мужчина был высокого роста – 180 см и до плена весил 110 кг, был физически здоров.
– То, что от него осталось, – только кости и кожа. Голова была вся синяя, нос набок, указательные пальцы без ногтей. Выдернуты ли они или отбиты, я не знаю. Следы пыток по всему телу, – замечает Оксана.

Фото: Влада і Костянтин Ліберови/Texty.org.ua
Сокамерники рассказали жене военнопленного, что мужа каждый день очень жестоко избивали за то, что тот был высокого роста, статный, за то, что был из Западной Украины и не хотел говорить по-русски.
Дату смерти ему написали 16 ноября 2023 года. В заключении нашего украинского патологоанатома указан “туберкулез”. Женщина пытается обжаловать эту причину смерти, так как на теле были явные следы пыток.
Виталий Клоченко в плену
Мужчина попал в плен в апреле 2022-го. В апреле этого года родственникам сообщили, что Виталия вернули из плена мертвым.

Фото: Влада і Костянтин Ліберови/Texty.org.ua
До полномасштабной войны он уже служил — с 2014-го по 2015 он был в 28 механизированной бригаде, имел статус участника боевых действий. Пошел без колебаний и в 2020-м, хотя у него с женой уже было трое детей.
– В марте 2022-го я узнала, что они в Мариуполе. Муж не говорил, где они там находились, просто сказал, что в Мариуполе. Мы уже потом узнали, что они находились на заводе имени Ильича, откуда и попали в плен. Это произошло 12 апреля, – рассказывает его жена Оксана.
Побратимы, которые вместе с Виталием были в плену, после своего возвращения рассказали об отношении россиян к ним. Тогда муж Оксаны уже болел туберкулезом, был очень худым, с переломанным носом.
– Как мне рассказали, там хорошего ничего не было. Жили они в подвальном помещении. Кормили тем, чем кормят свиней, да еще и по две ложки давали. Сильно избивали. Если человек падал, терял сознание, они ему к уху шокер приставляли, чтобы пришел в себя. И продолжали снова. Как после такого не заболеть? А еще ребята рассказывали, что в камеру могли специально подселять больного туберкулезом человека, чтобы заразить других, — говорит она.
17 апреля женщине сообщили страшную новость и пригласили на опознание тела по фотографии.
– Фотографии реально были страшные. С одной стороны, тело было уже полуразложено. С другой — даже в таком состоянии было видно, что над ним издевались, избивали. И еще – страшная худоба. До того как он попал в плен, он был 185 см роста, нормального телосложения. А сейчас это был просто ужас, насколько он был худым, – отмечает она.
Женщина отмечает многочисленные нарушения со стороны государственных учреждений. Так, например, она до сих пор не может сделать свидетельство о смерти, потому что не указано место гибели мужчины.
Алексей Крецу в плену
Мужчина встретил полномасштабное вторжение в Луганской области, где и попал в плен. Сначала его доставили в СИЗО №17 в Луганске, а уже оттуда в Вяземское СИЗО, где он пробыл почти два года. Вернулся из плена, сейчас лечится от приобретенных в плену туберкулеза и гепатита B.

Фото: Влада і Костянтин Ліберови/Texty.org.ua
Мужчина отмечает, что в Вяземском СИЗО отношение было ужасным, а условия просто невыносимые.
— Каждый божий день на утренней проверке били, унижали. Тот же шокер – его на нас не жалели. Утром с подъемом в 06:00 до 10:10 мы стояли, не двигаясь в камере. Стоишь лицом к двери: нельзя даже голову опустить, потому что считают, что ты тогда спишь. А в каждой камере велось видеонаблюдение. Обычно две видеокамеры, редко когда по одной. И каждое твое движение отслеживалось, – говорит он.
Он отмечает, что в камерах, где их держали зимой, было в лучшем случае 10-12 градусов, а летом им устраивали адскую жару, включая отопление и закрывая окна. По словам мужчины, кормили их плохо, а в баню водили несколько раз в неделю.
– И вот у них в бане были женщины. И они очень сильно любили избивать нас по гениталиям берцами, шокерами, чем угодно, – рассказывает Алексей.
Били пленных также на допросах.
– Вот я простой пограничник, не штурмовик, не морпех, не пулеметчик. И то я на этих допросах лишился половины своих зубов. А что творили на допросах с пулеметчиками или снайперами, страшно вообразить, — добавляет он.
Так издеваются над нашими пленными в каждом российском СИЗО. По информации Медийной инициативы по правам человека, сегодня украинские пленники содержатся в 42 следственных изоляторах и исправительных колониях России.
Источник: Texty.org.ua