Таможня сегодня: 500 долларов уже не берут

В последнее время таможенная тема стала одной из ключевых. Началось с фейк-новости, которую неизвестные распространили в СМИ о выражении недоверия главе таможни Анатолию Макаренко парламентским комитетом. На недостоверную информацию клюнули ряд авторитетных СМИ, а потом публиковали опровержения.
Далее последовал скандал с СМС-перепиской бывшего народного депутата Партии регионов, а ныне внефракционного Виталия Хомутынника. Журналисты засняли его СМС-переписку с губернатором Одесской области Игорем Палицей, в которой они якобы обсуждали взятки на таможне.
После скандала таможня отреагировала официальными письмами в адрес фигурантов с просьбой помочь расследованию и наказать виновных. Все это наводит на предположения, что руководство таможни кому-то стало неугодным.
Журналист «Фактов» ICTV решил разобраться, как работает украинская таможня сегодня. Произошли ли ожидаемые изменения к лучшему. Мы поговорили с представителями бизнеса, профильных ассоциаций и волонтерами.
«Баттлы» на таможне
Все движется к лучшему очень медленно. Виной тому – множество накопленных проблем из прошлого, отмечает соглава Таможенного комитета Европейской Бизнес Ассоциации Александр Лазарев. При этом успокаивает, что новые проблемы не появляются, и это уже хорошо.
По словам эксперта в отрасли, главный вопрос – завышение таможенной стоимости, которую поднимают, по мнению Лазарева, пытаясь выполнить показатели по поступлениям в бюджет, которые государство постоянно повышает. Импортеру приходится отстаивать с боем каждый товар.
«Бывают случаи, когда таможня не признает стоимость, указанную в документах импортера, а определяет ее самостоятельно. Из-за этого импортерам приходится платить намного большую сумму, чем они планировали. Условно: вы покупаете товар за $1, привезли его на таможню, а вам говорят, что будете платить пошлину с $3», — говорит Лазарев.
Беда в том, что в результате страдает среднестатистический покупатель, поскольку импортер пытается возместить ущерб, и впоследствии растет цена товара.
«А если учесть динамику валютного курса – стоимость растет с геометрической прогрессией», — говорит Лазарев.
И это касается всех без исключения видов продукции, на котором указан изготовитель не Украина, отмечает эксперт.
Проблему пытаются решить в судах, но пока идет время, товар стоит практически заблокированным, а если даже импортер выигрывает дело, то ему государство никогда не возместит ущерб, ибо такова буква нашего закона.
Есть сдвиг в том плане, что при предыдущем руководстве была черта стоимости, ниже которой таможня никогда не пропускала товар. Сегодня эта пагубная практика ликвидирована.
Стоит отметить, что согласно законодательству, ответственности за товар, работники таможни в случае нанесения ущерба не несут. И это еще одна проблема, говорит исполнительный директор Ассоциации украинских производителей лакокрасочных изделий Александр Брычко. Она не решается, даже если суд доказал вину.
С коррупцией – как со студентами
По поводу коррупции, говорят эксперты, ситуация как со студентами: хочешь — учись, хочешь – плати.
«К вопросу коррупции на таможне есть два подхода: либо таможня вымогает деньги, либо таможне предлагают деньги. Так вот сейчас таможня не вымогает денег. Раньше была практика, что нет возможности не платить, сейчас такая возможность есть. Если ты готов работать честно и открыто — работай», — говорит Лазарев.
«Искоренить коррупционеров можно, — считает Брычко. – Нужно поставить на таможнях работников-профессионалов, но всех одним махом поменять невозможно».
Безопасность? Не актуально
Безопасность границы, что предполагает борьбу с поставками наркотиков, оружия, в идеале должна быть первой функцией таможни. На втором месте – предоставление услуг, а уже на третьем – фискальная функция, то есть изымание налога.
У нас все наоборот, отмечает Олег Платонов, зампредседателя Общественного совета при ГФС по направлению таможенного дела.
«Поскольку сегодня стоит условный план для пополнения бюджета, а таможня тот орган, который больше других приносит в бюджет, приоритеты именно таковы», — говорит он.
У «самого синего моря…»
Отдельная тема с морскими портами, отмечает Платонов.
Там проблема не столько в таможне, сколько в бюрократии: многое контролируют отдельные службы, как-то радиологическая, экологическая, ветеринарная, которые на пути таможенного оформления стопорят процесс бумажными тягостями.
Кроме того, сегодня все прикрываются реформами.
Волонтерам стало проще
Работа с гуманитарным товаром стала проще.
«На таможню были переданы из Америки два контейнера с медицинским оборудовнием на Одессу и на Львов, и не было проблем никаких»,- говорит известный волонтер Татьяна Рычкова из «Крылья Феникса», которая является советником министра обороны.
Нет проблем и с автомобилями, которые поставляются волонтерами из-за границы.
«Без проблем нами доставляются машины скорой помощи для бригад. Раньше, например, весной, на таможне просили $500 на ровном месте. Сейчас за день, после проверки всех документов машина проходит спокойно», — говорит Рычкова.
С главным таможенником Украины Анатолием Макаренко волонтеру приходилось общаться. Говорит, понимающий. Возможно, сказывается еще то, что он бывший военный.
Иванна Котченко