Ньюсмейкерами становятся новаторы. Пресса давно сосредоточила свое внимание не просто на точках роста (государств, компаний, стартапов), а на технологиях, которые помогают оптимизировать расходы. Мы наблюдаем начало рассвета экотренда. И, что очень важно, в некотором смысле формируем его изнутри.
Я не ошибся: Украина действительно в тренде экоинноваций. Забота о природе (в промышленных масштабах) – это не только количество автомобилей Tesla на наших дорогах, но и многие другие моменты.
В развитии наших городов экотренд станет определяющим. По сути, это второе название повышения энергоэффективности. Оптимизации всевозможных расходов – как коммунальных, так и частных. Будьте уверены, именно здесь стоит ждать пресловутого экопрорыва. Никак не в отдаленных от нашей действительности гаджетах либо безумно дорогой автоматизации/замещении.
Триггерами этого процесса можно считать сразу три направления – развитие инновационных систем умного города, разрешение мусорной проблемы и наличие такого массового продукта, как электромобили. О чем речь?
Читайте: Страна в смартфоне: что обсудят на Kyiv Smart City Forum 2019
№1 – Smart city (умный город)
Диджитализация деятельности коммунальных служб, широкое использование интернета вещей. Такие инновации, как интеллектуальные системы уличного освещения. Все это упрощает управление внутренними процессами, экономит ресурсы и улучшает качество жизни горожан.
Я не понаслышке знаком с этим трендом. В частности, один из проектов реализован моей компанией в Волчкове на севере Киевской области. В этом населенном пункте проблемы с освещением начались еще со времен аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря внедрению интеллектуальных систем удалось уменьшить фоновый уровень освещенности до 20% от номинального. Разумеется, без ущерба для комфорта и безопасности местных жителей.
Читайте: Умное освещение и бесплатный wi-fi: в Киеве появилась первая smart-улица
Еще один проект реализован в небольшом коттеджном поселке, который расположен в городской черте Одессы. В нем насчитывается порядка 25 домовладений и около 100 жителей. Там, как правило, все до полуночи приходят домой. Уличное освещение ночью больше мешает, создавая так называемое световое загрязнение окружающей среды. Внедрение системы smart-освещения позволило решить эту проблему и снизить потребление электроэнергии примерно на 70%.
Децентрализация позволяет подходить к этому вопросу точечно в каждой из общин. Киев тратит сотни миллионов гривен на умное освещение.
№2 — системы умного обращения с бытовыми отходами
Согласно статистическим данным, сегодня каждый человек в Украине в среднем за год создает от 300 до 350 кг твердых бытовых отходов. В масштабах страны это составляет около 10 млн тонн отходов в год. Несвоевременный вывоз мусора, когда контейнеры переполняются и мусор скапливается вокруг, стал болезненной проблемой для многих украинских городов.
Новые технологии позволяют решить эту проблему. Их внедрение возможно на базе сетей умного освещения за счет уже созданной для них инфраструктуры.
Для определения уровня заполнения контейнеров используются ультразвуковые датчики. Это позволяет грамотно планировать вывоз мусора, чтобы его забирали, когда контейнеры будут заполнены на 80-90%.
Главная задача – не допустить, чтобы люди оставляли мусор рядом с контейнером. Своевременный вывоз отходов – это не только залог благоприятной санитарной ситуации в городе, но и в целом важный фактор привлекательности городской среды.
Опыт внедрения умных систем применим к вывозу мусора спецтранспортом и мониторингу заполняемости свалок. Это болевая точка фактически для всех регионов.
№3 – электромобили
Если умное освещение и проблема мусора – это в первую очередь сфера ответственности территориальных общин, то экологически чистый транспорт – дело каждого.
Читайте: Дешевые электромобили: топ-5 бюджетных б/у электрокаров
Здесь нужно вспомнить, что в начале августа президент подписал закон, который существенно упрощает жизнь владельцам электромобилей. Он направлен на повышение доступности для них городской среды.
Предусматривается создание специальных мест для парковки, оборудованных зарядными устройствами. А за парковку на местах, предназначенных для электромобилей, владельцев машин с двигателями внутреннего сгорания теперь будут штрафовать.
Насколько это актуально?
Рынок экомобилей разогревается. Ассоциация автопроизводителей Укравтопром сообщает, что за восемь месяцев с начала 2019 года украинцы купили и зарегистрировали 4 791 единицу электротранспорта. Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом за 2018 год рынок электрокаров в Украины вырос на 73%, количество зарегистрированных авто достигло 5 557.
Количество зарядных станций для электромобилей в Украине за последние пять лет возросло в 60 раз: с 35 станций в 2014 году до 2 054 на начало 2019 года. По данным на май 2019 года, в среднем в стране приходилось 4,3 электрокара на один зарядный пункт.
Это неплохие для владельцев электрокаров показатели доступности. Однако проблема в том, что практически вся инфраструктура сосредоточена в крупных городах и мало представлена на основных автомагистралях.
Совсем плохо обстоят дела на дорогах регионального значения и в небольших городах. Вот где возможен рост – создав инфраструктуру в регионах, мы наверняка получим многократное увеличение экомобилей на наших дорогах. Украинцы готовы покупать экопродукт.
Кроме этих трех триггеров, нам не хватает внедрения экоинноваций в таких сферах, как строительство и переработка. Однако сегодня это проблема не только Украины.
Автор: Игорь Окландер, директор по маркетингу группы компаний Infomir.