Переговоры между США и Украиной на высшем уровне во Флориде в воскресенье, 28 декабря, и реакция России на это в понедельник, 29 декабря, засвидетельствовали одновременно и кульминацию, и кризис переговорного процесса по завершению российско-украинской войны.
Переговоры Зеленского и Трампа — разные цели
Дональд Трамп и Владимир Зеленский вышли на переговоры во Флориде с разными целями. Внешне это выглядело как финализация согласования совместного американо-украинского мирного плана.
Однако, похоже, президент США хотел дожать украинского коллегу до односторонних уступок в сторону России для достижения быстрого мира в Украине.
Зеленский, напротив, стремился убедить Трампа в своей конструктивности и готовности к гибким компромиссам по Донбассу на американских условиях, но так, чтобы и Россия согласилась на компромиссы (перемирие на 60 дней до проведения референдума о рамочном мирном соглашении, обоюдный отвод российских и украинских войск на Донбассе).
А если Россия не согласится, то убедить Трампа в том, что именно Россия не хочет прекращения войны в Украине, и нужно давить на Кремль.
Но произошло не так, как гадалось. С другой стороны, уже почти по привычному сценарию.
Путин перед встречей Трампа с Зеленским имел телефонный разговор с президентом США (почти как в октябре), и, похоже, что в очередной раз ему удалось хотя бы частично зомбировать Трампа.
Вполне вероятно, что и сейчас в организации телефонного разговора между Трампом и Путиным сработал тандем Стив Уиткофф – Кирилл Дмитриев.
Однако Трамп не дожал Зеленского, как хотели в Кремле, хотя и рассыпался в комплиментах в адрес Путина.
Особенно отвратительно выглядело, как Трамп рассказывал о “щедрости” Путина по отношению к Украине, и как российский диктатор хочет успеха Украине после завершения войны.
Мы ежедневно видим и ощущаем “щедрость” Путина в ракетных и дроновых ударах по украинским городам, по мирным людям, по объектам энергетики, вследствие чего украинцев лишают отопления и электричества, и все это в морозную зиму.
Российские тараканы в голове Трампа снова праздновали тактическую победу. Однако и полностью в интересах России Трамп не сыграл.
На украинские компромиссы Трамп не согласился (хотя они были почти по американскому сценарию), но и Зеленского не дожал на выполнение российских ультиматумов.
То есть, по нашей терминологии, и с точки зрения наших интересов, не произошло ни предательства, но и не победы (хотя бы в дипломатическом смысле и с точки зрения интересов Зеленского).
Переговоры заходят в тупик
Стало очевидным то, о чем предупреждали многие комментаторы (в частности и автор этих строк), что переговорный процесс постепенно заходит в тупик.
Однако Кремлю этого было мало. Нужно было поднять ставки. И появилась история об атаке украинских беспилотников на резиденцию Путина на Валдае. Не буду оценивать, что там было на самом деле.
Просто отмечу, что атаки украинских беспилотников уже неоднократно были и на Москву, и рядом с различными путинскими резиденциями, которые тщательно охраняются. И особого ажиотажа в России это не вызвало.
Но сейчас все было иначе. Нужна была конспирологическая и драматическая история о коварных украинцах, которые агрессивно атакуют путинский “дом” (это по словам Трампа). Хотя на самом деле Путин там бывает не часто.
Очевидно, что “атака на резиденцию Путина” — это российская информационно-психологическая операция (ИПСО), направленная лично на президента Трампа и на срыв переговорного процесса по формированию совместного американо-украинского мирного плана.
Очень показательно, что РФ сообщила об этой “атаке” с существенной задержкой и лишь после информации о втором телефонном разговоре между Трампом и Путиным.
Министр иностранных дел РФ С. Лавров уже заявил, что речь идет о существенном изменении переговорной позиции России.
Отмечу, что это происходит уже не в первый раз. Как только позиция Трампа по отношению к Путину и России становится мягкой и доброжелательной, сразу Россия усиливает свои требования и ультиматумы к Украине.
Но в Кремле, похоже, также были очень обеспокоены тем, что переговорный процесс между Украиной и США продвинулся слишком далеко, поэтому его нужно было сорвать. Именно поэтому и произошла эта российская ИПСО об атаке украинцев на якобы “дом” Путина.
К сожалению, все эти российские обвинения подтвердили предположения, что Россия хочет не прекращения войны, а ее эскалации. Какой-то кризис в переговорном процессе неизбежно должен был произойти.
Война продолжается не только на фронте, но и на дипломатическом треке и в информационной сфере.



