Укр Рус

Переговоры не изменили позицию России: результаты нормандского саммита

Оксана Доротюк
Оксана Доротюк

9 декабря в Париже состоялась встреча в нормандском формате между Украиной, Францией, Германией и Российской Федерацией, по итогам которой было подписано коммюнике об обмене пленными и прекращении огня.

Переговоры Владимира Зеленского во время проведения нормандского саммита и решение о всеобъемлющем бессрочном прекращении огня до конца 2019 года и дальнейшем разведении сил в трех пунктах можно считать взаимным шагом сторон по прекращению активной фазы боевых действий на Донбассе, — рассказывает политтехнолог Екатерина Одарченко.

Также была достигнута договоренность о расширении мониторинговой миссии ОБСЕ в круглосуточном режиме. Красный Крест и другие гуманитарные организации будут допущены к пленным. При поддержке международных партнеров стороны начали поиск приемлемых вариантов политического урегулирования военного конфликта.

Читайте: Коммюнике нормандского саммита: в Офисе президента уточнили текст

То, что во время двусторонних переговоров между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным также обсуждалось заключение нового долгосрочного контракта на транзит российского природного газа в Европу с использованием украинских транзитных мощностей с 1 января 2020 года, свидетельствует о готовности сторон к конструктивному диалогу и в экономической плоскости.

Зустріч у нормандському форматі: які результати і чому Росія не змінила своїх позицій Фото 1

Весомым подтверждением этому является отмена Россией жесткого требования к Украине относительно отказа от взымания Нафтогазом $3 млрд из Газпрома по решению Стокгольмского арбитража. По результатам нормандского саммита Зеленский сообщил, что Украина готова закрыть этот долг, получив от Газпрома соответствующий объем голубого топлива на сумму задолженности.

Но переговоры не изменили позицию российской стороны, которая настаивает на имплементации формулы Шнайнмайера, соблюдении положений Минских соглашений по полной амнистии для участников незаконных вооруженных формирований, закреплении особого статуса для неподконтрольных украинской власти территорий Донецкой и Луганской областей.

Читайте: Договоренности по Донбассу могут сорвать на любом этапе — Загороднюк

На фоне результатов переговоров возникает целый ряд вопросов о приемлемости таких требований для украинского общества и политикума.

  • Как провести амнистию участников незаконных вооруженных формирований, не вызвав волну протестов украинского общества, особенно среди ветеранов вооруженного конфликта и их семей?
  • Каким образом и в какие сроки вносить соответствующие изменения в Конституцию Украины?
  • Кому будет подчиняться “народная милиция” и какими нормативными документами она будет руководствоваться в своей деятельности?
  • Как провести на неподконтрольных территориях честные и прозрачные выборы в соответствии с действующим украинским законодательством без контроля государственной границы с Россией в условиях фактической оккупации этих территорий в течение более пяти лет?
  • Какова вероятность, что в результате таких выборов в Верховную Раду вполне легально попадет большая группа пророссийских политических сил?

Амнистия не может быть применена к преступникам, которые совершали тяжкие преступления, в том числе убийства, акты вандализма и геноцида по национальным или другим признакам, а также аналогичные преступления против человечества.

Читайте: Нормандская встреча: удалось ли победить Украине

В Грузии и Молдове гибридные войны продолжаются в форме легального присутствия в парламентах и ​​местных представительных органах крупных пророссийских политических групп, которые непосредственно влияют на все политические процессы. Так Россия сохраняет реальное геополитическое влияние и реализацию своих интересов.

Зустріч у нормандському форматі: які результати і чому Росія не змінила своїх позицій Фото 2

Причины слабости переговорной позиции украинской стороны заключаются в непрофессиональных действиях должностных лиц, представляющих внешнеполитический вектор Офиса президента и других органов власти.

Пока они не наладят нормальные каналы коммуникации с обществом, у нынешней властной команды могут возникнуть проблемы. Также могут быть проблемы с парламентской фракцией партии Слуга народа относительно ее готовности единодушно голосовать за изменения в Конституцию Украины в части особенностей местного самоуправления на неподконтрольных территориях. Ведь мы не знаем, какими будут эти особенности.

В европейских странах, имеющих собственные экономические интересы по снятию ограничительных санкций с России, вопросами урегулирования вооруженного конфликта в Украине занимаются профессиональные дипломатические специалисты.

В Украине часто позиция чиновников Офиса президента противоречит позиции министра иностранных дел, это проявление очевидного непрофессионализма по решению таких важных дел.

К переговорам на международной арене должны быть привлечены только специалисты, имеющие опыт практической дипломатии, которые четко понимают интересы Украины и будут отстаивать их при любой ситуации.

Если нормандский алгоритм достижения мира в Украине в конце концов окажется неэффективным, необходимо переходить к другому. Например, опираясь на Будапештский меморандум и отказ Украины от арсенала ядерного оружия, пригласить к мирному урегулированию представителей Великобритании и США как подписантов этого меморандума.

Это комплексно другой формат, другие участники и разговор на другом уровне.

На внутриукраинском уровне власти необходимо объяснить гражданам, каким является мирный план, принять законодательство о проведении референдума и провести его, чтобы услышать голос народа относительно условий и процедуры урегулирования этого конфликта без уступок в сфере безопасности и национальных интересов.

Автор: Екатерина Одарченко, политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC).

Владимир Зеленский, Екатерина Одарченко, Нормандський формат
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка