Укр Рус

Проконсультироваться с теми, кто воевал: законодательство о ветеранских политиках нуждается в изменениях

Татаркін
Константин Татаркин, эксперт по реинтеграции ветеранов

Продолжение. Предыдущий текст можно прочитать здесь.

Основной государственный документ, призванный построить системные решения проблемных вопросов ветеранов является откровенно патерналистский Закон Украины О статусе ветеранов, гарантиях их социальной защиты.

Закон принят в 1993 году, он пережил более 120 правок и на сегодня является неповоротливым монстром, который не решает большинство вопросов современных ветеранов.

Почему патерналистский? Потому что унаследовал все худшее, что было в таком же законе Советского Союза — отсутствие человекоцентрического подхода и пропаганда расточительства государственных средств на кучу различных льгот вместо предоставления возможностей для развития.

Ветеранское сообщество, представители различных организаций с 2016 года коммуницировали о необходимости изменения Закона, в результате чего появилось несколько текстов, некоторые из которых даже были зарегистрированы как проекты Закона в Верховной Раде Украины.

Однако политической воли народным депутатам и государственным служащим (среди которых, кстати, два года назад был и я), так и не хватило.

В 2019 и 2020 годах ветеранское сообщество видело лучший фидбэк от государства, когда прямые инициативы профильных общественных организаций имели поддержку и лобби. Примером политической воли в этой истории может быть Закон Украины о статусе УБД для добровольцев, который ветеранское сообщество адвокатировало с 2016-го, и когда большинство стейкхолдеров говорило, что это уже нереально, в 2019 году Верховная Рада все же смогла его принять.

Минветеранов, которое первым должно было бы отреагировать на геометрическое увеличение собственной целевой аудитории, так и не использовало возможности Верховной Рады Украины в 2022 году.

Уверен, что у бывших коллег было много веских причин, однако факт остается фактом — основной документ, который может реально улучшить жизнь ветеранов/ок, предоставив им необходимые возможности, так и остается неизменным.

Здесь стоит добавить еще один тезис, который, уверен, является важным. Опыт других стран подсказывает, и я с этим полностью согласен, что государство должно задавать рамки ветеранским политикам в виде законов и соответствующих нормативных документов. Этими документами оно утверждает правила игры в сфере ветеранских политик (да и в любой другой сфере), чем сразу определяет эффективность использования бюджетных средств.

Приведу один пример — в Украине до сих пор нет стандартов оказания психологической помощи ветеранам. Бюджетная программа есть, субъекты, оказывающие помощь за государственные средства — тоже есть. А вот контроля за тем, качественно ли они ее предоставляют, нет.

Читайте также
Как получить бесплатную психологическую помощь: полезные ресурсы и телефоны
Бесплатная психологическая помощь: список х телефонов и сервисов, где можно получить помощь

Соответственно, нет и понимания эффективности использования бюджетных средств. И это так, на пол штыка МПЛ* копнуть (*МПЛ — малая пехотная лопата).

С кем бы я ни говорил, все соглашаются в одном — сегодня государство заняло позицию страуса в вопросе подготовки институтов к возвращению Защитников и Защитниц. Государственные системы социальной, медицинской, психологической поддержки не готовы.

Невозможность получения базовых услуг сразу проявится в социальном напряжении в громадах, которые, в свою очередь будут направлять ветеранов и ветеранок с логичным вопросом: “Что вы делали пока мы воевали?” к государству.

Ведь именно государство формирует политики, задает общие рамки и находит ресурсы на их реализацию. При всем желании, неправительственные организации, волонтеры и бизнес не смогут подстраховать государство в таких объемах, чтобы быстро и в полном объеме удовлетворить растущие потребности Защитников и Защитниц…

Мы не можем пока говорить о каких-то конкретных сроках демобилизации, поэтому еще есть время на формирование политик, изменение основного закона и других нормативных документов.

Но я считаю необходимым предостеречь государство от навязывания законодательных норм без предварительных консультаций. Принцип “ничего для ветеранов без ветеранов” действует, это уже доказано практическим опытом.

И государство, и громады, и бизнес, и ветеранские общественные организации — все в одной лодке. Поэтому, чем раньше структура, формирующая ветеранские политики, начнет проактивную коммуникацию со всеми остальными стейкхолдерами, тем легче Украина преодолеет потенциальный социальный кризис.

Как уже было отмечено — государство не должно реализовывать ветеранские политики. Те, кто в теме, вспомнят об Украинском ветеранском фонде, и я согласен, что действительно, цель фонда — реализация политик.

Но один фонд в Киеве может внедрять национальные проекты, однако не способен охватить каждую громаду, где предоставляются услуги. Поэтому именно громадам будет посвящена моя следующая публикация.

Больше о важных решениях можете посмотреть в трансляции “Всеукраинского диалога: громады-ветеранам”.

Война в Украине, ветерани, політика
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка