Что такое неактивность на рабочем рынке и чем она отличается от безработицы

Анастасія Рогожинська
Анастасия Рогожинская, редактор ленты

Наверное, для большинства читателей станет открытием, что неактивность на украинском рынке труда — значительно большая проблема, чем безработица.

Для начала стоит разобраться в терминологии. Не все люди, которые не трудоустроены — безработные.

На самом деле, на рынке труда есть значительная категория людей, которые не являются соискателями, и поэтому считаются Международной организацией труда не безработными, а именно неактивными.

В соответствии с определениями нашей организации, человек, чтобы считаться безработным, должен подпадать под три критерия:

  • не иметь работы;
  • находиться в поисках работы;
  • быть готовым выйти на работу в течение двух недель с момента поступления предложения.

При этом в медиа и официальных отчетах обычно апеллируют именно к статистике безработицы, а огромное количество неактивных граждан, находящихся вне компетенции всех служб, просто выпадает из поля зрения. Поэтому, вероятно, о такой категории людей вы узнаете впервые.

Согласно статистике обследования рабочей силы 2019 года, в Украине неактивны на рынке труда около 10 млн человек в возрасте от 15 до 70 лет.

Согласитесь, число впечатляющее. И даже если вычесть из него около 4 млн человек — пенсионеров, останется примерно 6 млн человек в возрасте от 15 до 59, которые не являются соискателями. Определенная часть из них — студенты, и лишь около 1% не ищут работу ввиду состояния здоровья.

Если для сравнения мы возьмем статистику обследования рабочей силы по безработным, то их в стране насчитывается “всего” 1,5 млн (500 тыс. — по данным Государственной службы занятости). Чувствуете разницу?

Поэтому поскольку проблема неактивности не всплывает на поверхность, она, собственно, и не решается.

Если сравнить статистику безработицы среди мужчин и женщин в Украине, придется удивить вас снова, ведь женщин в этой категории окажется меньше. Почему? Да потому, что именно женщины больше вовлечены в домашние работы и уход за детьми и пожилыми людьми. А значит, именно они, как вы догадались, составляют весомую часть “невидимой когорты” неактивных граждан.

Более 3,5 млн женщин в возрасте от 15 до 59 лет являются неактивными, что составляет большую часть неактивных граждан в стране.

Давайте теперь разберемся, кому эта неактивность вредит — государству, гражданам, а может, и работодателям?

Ответ — всем. Поскольку государство недополучает значительную часть дохода в бюджет, которую генерировали бы эти граждане, будучи трудоустроенными.

К тому же многим из этих граждан государство выплачивает социальную помощь. Работодатели во многих сферах испытывают недостаток рабочей силы, и эту нишу вполне могли бы заполнить именно люди из неактивного пула.

Огромная часть неактивных граждан хотели бы работать, но не могут этого сделать в силу объективных барьеров.

К примеру, чьи-то трудовые навыки стали неактуальными — матерей, вышедших через три года из декрета, или работников, имевших узкую специализацию, которая больше не является востребованной на рынке труда.

Кто-то просто отчаялся найти работу после лет бесплодных поисков. А кому-то, например, попросту нечем добираться в соседнюю деревню на работу.

Но, пожалуй, наибольший вклад в неактивность вносит именно “традиционное” понимание роли женщины в семье и обществе, что предполагает только домашний труд и уход за детьми.

Все эти люди в конце концов попадают на обочину трудового рынка.

Как решить проблему неактивности? Важно понимать, что здесь нет единого унифицированного решения, которое бы решило сразу проблему на всех уровнях. Однако я считаю, есть вполне очевидные шаги, которые можно осуществить.

Во-первых, необходима политическая воля и желание со стороны государства выявить таких граждан.

Далее следует провести коммуникационные кампании, направленные отдельно на определенную группу, и проинформировать неактивных граждан о том, что государство готово помочь им в поисках работы.

Конечно, сразу будет невозможно помочь всем, однако следует приоритезировать отдельные группы граждан, которым будет предоставляться помощь в первую очередь.

Проблема комплексная, требует привлечения многих сторон — образовательных учреждений, общественных организаций, местных органов власти. Они вместе могли бы разработать ряд определенных мер, чтобы помочь людям войти на рабочий рынок. Международная организация труда имеет техническую экспертизу, чтобы оказывать поддержку Украине на каждом из этих этапов.

Также государство могло бы поощрять людей, имеющих неактивный статус, регистрироваться в Государственной службе занятости. А та, в свою очередь, помогала бы гражданам составлять план поиска работы, определять, какие трудовые навыки человека нуждаются в совершенствовании, проводить тренинги для повышения квалификации и тому подобное.

Приведу пример, как проблема неактивности и безработицы была решена в моей родной Боснии и Герцеговине на местном уровне в одной из общин.

Муниципалитет продал большое пустое помещение, что было разрушено еще во время войны в Боснии, под завод одному местному работодателю всего за €0,5. Но с обязательным условием: трудоустроить минимум 500 человек из местной общины.

Поскольку для работы на заводе не было достаточно квалифицированной рабочей силы, местная государственная служба занятости предложила работодателю свои услуги в поиске людей и разработке программы обучения с местной средней школой, чтобы работники получили необходимые навыки.

Служба занятости также предложила всем зарегистрированным безработным переквалификацию и возможности трудоустройства.

В итоге работодатель нанял 740 человек. Поскольку многим из трудоустроенных людей было негде оставить детей, работодатель построил детский сад на территории завода, и взял на себя его оплату для работников с детьми.

Я работаю в Украине уже четвертый год, и хочу отметить, что проблема неактивности граждан — не уникальна именно для Украины. На уровне стран Евросоюза и Балканского региона она также возникает достаточно остро.

Однако развитые страны не делают вид, что этой проблемы нет. Наоборот — они постоянно таргетируют приоритетные для них группы неактивных граждан и помогают им с трудоустройством.

Примечательно, что часто именно предприниматели становятся заинтересованной стороной, которая хочет привлечь больше рабочей силы в тех сферах, где ее не хватает. И определенные активности для поощрения потенциальных работников финансируют именно они.

Здесь стоит добавить, что для помощи в трудоустройстве неактивных граждан страна не должна обязательно быть богатой — совсем нет.

Просто эту проблему следует идентифицировать и начать делать последовательные шаги к ее решению в партнерстве между правительством, государственными службами занятости, социальными и медицинскими учреждениями, учебными заведениями, работодателями и организациями гражданского общества. И чем раньше, тем лучше.

Автор: Джемал Ходжич — старший технический советник Международной организации труда в Украине.

Що таке неактивність на робочому ринку та чим вона відрізняється від безробіття Фото 1

Безробіття, працевлаштування, Робота
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка