PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Автор: Анна Лысенко

Изменения в Налоговый кодекс: почему малый и средний бизнес самоликвидируется

30 августа на рассмотрение в Верховную Раду был подан законопроект №1210 О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве.

4 сентября Владимир Зеленский определил статус законопроекта как безотлагательный, а 5 сентября документ передали на ознакомление членам комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

Изменения еще больше усложнят Налоговый кодекс и увеличат налоговую нагрузку на предпринимателей, – говорит адвокат Анна Лысенко.

Законопроект предусматривает введение контроля за трансфертным ценообразованием, правил налогообложения контролируемых иностранных компаний, ограничения расходов по финансовым операциям со связанными лицами, применение процедуры взаимного согласования, увеличение штрафных санкций за нарушения, связанные с регистрацией налоговых накладных, и за несвоевременную уплату согласованных налоговых обязательств.

Читайте: Кабмин хочет ввести налоги на вредные выбросы

Изменения очень усложняют администрирование налогов, о чем говорит, например, уменьшение до 10 календарных дней срока для подачи регистрационного заявления в случае добровольной регистрации плательщиком налогов, установление штрафа в размере 3,4 тыс. грн за несвоевременную регистрацию налоговых накладных и т. п.

Изменяется порядок обжалования решений контролирующих органов. Жалоба подается в Апелляционный совет по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков, который предлагается создать на базе исполнительной власти.

Введение новой процедуры обжалования налоговых решений не приведет к реальной проверке правомерности действий контролирующих органов. Поскольку, как показывает практика, обжалование решений в вышестоящие органы фискальной службы является недейственным инструментом. Только суд ставит точку в споре между налоговой и плательщиком налога.

Отмена личной ответственности инспектора контролирующего органа также усложняет взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговой. Ни один инспектор не пытается решить причину наличия долга у предпринимателя, а лишь насчитывает множество штрафов, пени, даже без указания периода.

Законопроект значительно расширяет функции и права контролирующих органов. Увеличение сроков проведения проверок принесет больше хлопот налогоплательщикам и предоставит больше возможностей и доступа к документам для контролирующих органов.

Читайте: Слуга народа будет инициировать досрочные выборы в Киеве - Ткаченко Рада поддержала законопроект об утверждении плана обороны Украины президентом Днепропетровские фискалы три недели держали бизнесмена в плену, а теперь предлагают за него $20 тыс

Предложенный расширенный порядок проведения проверок не на стороне налогоплательщика, хоть и дает право подавать объяснения и возражения, которые на практике никогда не учитываются контролирующим органом. Проведение электронной проверки дает возможность контролирующему органу без проверки первичных документов принимать решение о наложении штрафа и пени.

Читайте: Изменения в Конституцию: Рада планирует направить в КСУ 7 законопроектов

Есть попытки разработчиков законопроекта разграничить штраф и пеню. Поэтому пеню предлагается рассматривать не как штрафную санкцию, что при ее одновременном применении со штрафом приводит к двойной финансовой ответственности за одно правонарушение, а как средство дисконтирования денег во времени, то есть приведения их к реальной стоимости во времени.

Предложенные изменения значительно увеличат налоговую нагрузку на крупные предприятия, которые работают “в белую” и официально трудоустраивают население. Увеличение налоговой нагрузки на украинского производителя приведет к увеличению цен и уменьшению рентабельности на экспорт, а в будущем и вытеснению украинского бизнеса с международного рынка.

При таких критически быстрых изменениях малый и средний бизнес может вообще не выжить. Изменения в Налоговый кодекс являются черным днем ​​для бизнеса в Украине и его инвесторов, ведь законопроект предоставляет больше возможностей налоговым органам для давления на бизнес.

Изменения могут негативно повлиять на состояние экономики в Украине. Предприятия будут вынуждены уменьшать налоговую нагрузку путем сокращения объемов производства, уменьшения численности штата из-за увольнения и сокращения. Бизнес могут загнать в долги и убытки. Поэтому новый кодекс по процедурам банкротства скоро может заработать на полную.

Предложенные изменения могут коснуться иностранных инвесторов и компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Для них такие изменения означают наступление убытков и рост необоснованных затрат, которые они не захотят нести.

Принимать законопроект в предложенной редакции невозможно. Изменения должны быть постепенными, дальновидными и такими, которые можно ввести на практике. Зато изменения усложняют налоговые отношения между налогоплательщиком и государством, устанавливая не равные права и обязанности.

Налоговое законодательство нужно упростить, а не усложнять. Изменения в Украине должны поощрять инвесторов, а не отпугивать.

Автор: Анна Лысенко, адвокат, партнер АО Адвокатская семья Лысенко, заместитель председателя комитета ААУ по хозяйственному праву и процессу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка