
После расшифровки речевого самописца Ту-154 Минобороны стало понятно, что самолет потерял управление из-за проблем с закрылками, пишет Life.
Это были либо неверные действия пилотов, либо отказ техники, сейчас межведомственная комиссия пытается понять причину.
Читайте: Крушение Ту-154 в Сочи: 3D-реконструкция
Судя по данным расшифровки, нештатная ситуация стала неожиданностью для членов экипажа: в первые секунды оба пилота растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолет.
РАСШИФРОВКА:
— … Скорость 300… (Неразборчиво.)
— (Неразборчиво.)
— Забрал стойки, командир.
— (Неразборчиво.)
— Ух, е-мое!
(Звучит резкий сигнал.)
— Закрылки, сука, че за х**ня!
— Высотометр!
— Нам… (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землей.)
— (Неразборчиво.)
— Командир, мы падаем!
Эксперты считают, что второй пилот, который управляет закрылками и шасси, попросту перепутал рычаги на панели управления.
— На третьей минуте полета вместо того чтобы убрать шасси, второй пилот мог убрать закрылки, — рассказал источник, знакомый с работой комиссии. — От этого самолет перешел в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако не успел. Самолет ударился об воду, и у него отвалилась хвостовая часть.
Эту версию считает допустимой и летчик-испытатель Магомед Толбоев.
— На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки — слева, шасси — справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, — рассказал Толбоев.
Пилоты, летавшие на Ту-154, также не исключают такой вариант, хотя отмечают, что его вероятность мала.
— У Туполева рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Конечно, с точки зрения эргономики это неправильно. Они действительно находятся рядом, но перепутать их можно, наверное, только раз на миллион, если, к примеру, пилот очень уставший, — рассказал заслуженный пилот РФ Виктор Саженин. — Они имеют совершенно разную эргономику. Рукоятка уборки шасси — с шарообразным наконечником в виде колеса, а закрылки убирает трапециевидная рукоятка, которая нажимается двумя пальцами и имеет несколько положений.
Также, по его словам, вариант перепутать рычаги маловероятен еще и потому, что закрылки и шасси убираются в разное время. Шасси нужно убирать сразу после отрыва от земли, а не через 2–3 минуты полёта.
Эксперт из Росавиации говорит, что предварительное исследование записи речевого самописца выводит в приоритет версии о технической неисправности лайнера и ошибке пилотов. Впрочем, отрабатываются и другие версии. Например, попадание в двигатель посторонних предметов (к примеру, птицы), некачественное топливо, повлёкшее потерю мощности и отказ работы двигателей.