Медицинская реформа: какие цены получим в 2018-м и кто за все платит

Дискуссии вокруг медицинской реформы продолжаются даже после принятия закона. Одна из самых ярых критиков — Ольга Богомолец, известный врач и депутат.
Есть много беспокойств, которые объявляют эксперты. Хватит ли денег в украинском на медицину? Не получим ли мы новую проблему — отсутствие лекарств? Как работать больницы в регионах, которые окажутся под угрозой ликвидации? Но не заставит реформа заниматься украинский самолечением из-за нехватки средств?
Член общественного совета при Министерстве здравоохранения Евгений Гончар объяснил в интервью Фактам ICTV, что ждет украинский после изменений.
Новые цены для пациентов
— Ольга Богомолец в Facebook опубликовала цены на некоторые медицинские услуги. По этим данным, сделать рентген будет стоить почти 400 грн. Но непонятно, сколько будет оплачивать из этого государство.
— Со следующего года медицинская реформа коснется только первичного звена — это семейные врачи, участковые терапевты и участковые педиатры.
Все остальное будет работать в обычном режиме. С одной стороны, это плохо. Но с другой — у нас появится время для постепенных преобразований.
Что касается первичного звена: все будет бесплатно — приемы и консультации семейного врача, терапевта и педиатра, а также базовый перечень анализов (6-7 позиций).
Насчет вторичного звена (стационары, хирургическая помощь, гастроэнтерологи, неврологи и т.д.), где предоставляется более специализированная и высокотехнологическая помощь. В этой сфере все реформироваться через год — в 2019-м.
Перед тем, как приступить к реформе во вторичной звене, Верховная Рада будет голосовать за годовой бюджет, в котором будет гарантирован пакет медицинских услуг. В этот пакет будут входить все, что будет покрываться государством на 100%. А что там будет — сейчас никто не сможет ответить.
Для того, чтобы найти ответ — мы будем создавать в 2018-м пилотные проекты.
Будут браться отдельные больницы и определенные территории, где будут пытаться ввести медицинскую реформу в таком виде, как она будет работать в 2019-2020 годах.
После этого будет рассчитана стоимость каждой услуги, рассмотрены, сколько денег у государства и по сравнению с тем, сколько таких услуг необходимо предоставлять ежегодно.
Например, нам надо обеспечить в год Х-количество апендектомий (вырезание аппендицита. — Ред). Далее высчитываем сколько это стоит. Смотрим на бюджет и определяем, можем это оплатить. Такой анализ будет осуществляться по всем услугам.
И в какой-то момент мы скажем, сколько на что нужны деньги. Если у государства будет 100 млрд грн — покроем такой-то процент услуг, если 150 — значит, больше.
Хватит ли на всех лекарств
— Критики говорят, что после медицинской реформы лечебные учреждения смогу отказываться от предоставления нерентабельных услуг…
— Впервые такое слышу. По первичному звену: семейные врачи не смогут отказаться от приема пациентов.
Если у семейного врача нет 2 тысяч пациентов и к нему приходит кто угодно — он не имеет права отказаться предоставлять услуги. Пусть это мать с младенцем или вызов на дом от 90-летней бабушки (семейный врач может иметь максимум 2 тыс. пациентов. — Ред.).
Семейный врач подписывает договор с Национальной службой здоровья, которая его к этому обязывает.
Лекарствами будет обеспечивать государство через Национальное закупочное агентство, которое потом будет их распределять по больницам.
— То есть, в случае нехватки лекарств, будет отвечать Национальное закупочное агентство?
— Я сейчас не могу точно сказать о механизмах, но, в определенной степени, да.
Со следующего года заработает национальный перечень лекарств (около 200-300 единиц), которым будет на 100% обеспечено население.
Да, в перечне не будет очень дорогих или неэффективных препаратов, но там будут базовые лекарства. Например, можно будет гарантированно получить какой-то антибиотик или средство для снижения давления, если вы будете находиться на стационаре.
Со временем этот перечень будет увеличиваться и корректироваться.
Если вам нужно лекарство, которое не входит в этот перечень, придется заплатить за него из собственного кармана или это покроет страховка (страховку можно приобрести, как и раньше или ее может оформить вам, например, работодатель. — Ред.).
Тоже самое касается медицинских услуг. Если она не входит в перечень гарантированных — придется за нее заплатить.
— А не будет так, что после реформы врачи начнут навязывать ненужные услуги, чтобы срубить побольше денег в карман?
— Первичное звено этого точно не будет делать — для них в этом нет смысла.
Врачи получат 370 грн или любую другую сумму за одного пациента, и все. Поэтому они максимально заинтересованы в том, чтобы пациент не болел.
Чем меньше будут болеть — тем меньше работы у семейных врачей. Замечу, что им предстоит обслуживать до 2 тысяч человек.
По вторичному и третичному звену. Да, в этой ситуации больница действительно заинтересована предоставить как можно больше медицинских услуг. Это необходимо контролировать.
Контроль будут осуществлять сами пациенты и Национальная служба здоровья через тот же IHealth и другие механизмы.
Кстати, такая проблема в украинских реалиях не уникальна. Она существует во всем мире.
— То есть, заключения, которые будут предоставлять больницы, будут сохраняться и в электронном виде? Например, лекарства, которые мне выписывают от какой-то болезни?
— Это будет сделано только в определенной степени. Там не будет написано: вы посетили гастроэнтеролога, и он предоставил такую-то выписку.
Там будет информация о пациенте, его привязке к семейному врачу и получении определенных медицинских услуг.
И, например, если семейный врач всем назначает консультации к одному гастроэнтерологу или какой-то гастроэнтеролог выписывает всем одну и ту же манипуляцию, то этим надо заинтересоваться. Потому что могут быть и субъективные причине на это: например, это какое-то специализированное отделение или к этим врачам ходит определенная популяция больных.
Это все будет отрегулировано. Когда за это будут платить — тогда будут контролировать. Ведь сейчас у государства, к сожалению, нет опыта в этом.
Ликвидация больниц. Без пациентов не будет денег?
— Создатели реформы как мантру повторяют слова “формула — деньги ходят за пациентом”. А не будет так: где нет пациентов, там и не будет денег? Что тогда делать больницам в регионах?
— Здесь есть интересная манипуляция. Между врачом и пациентом является определенная асимметрия информации.
Например, если вы хотите автомобиль — можно самостоятельно разобраться в этом вопросе и понять, какой самый оптимальный вариант.
В медицине такого нет. Вы за неделю не получите столько знаний, сколько должен иметь врач. В этом и заключается асимметрия.
Многие пациенты считают, что лучше иметь врача-гастроэнтеролога, который всегда на месте, но принимает только 10-100 больных в год. Это неправильно.
Пациент не может оценить объективно работу врачей. Он руководствуется только состоянием своего здоровья — лучше ли ему стало после посещения врача или нет, но качество предоставления медицинских услуг оценить трудно.
Наиболее опасным является вовсе не то, что в больнице нет специалиста, например, хирурга. А то, что этот хирург не делает операций или гинеколог, который не принимает роды.
Когда вы попадаете к такому специалисту — он может сделать что-то неладное. И не потому, что он желает вам зла, а потому, что специалист элементарно не имеет практики.
Компетенция врача зависит от его опыта.
В случае, когда больницы не будут предоставлять исчерпывающий перечень услуг, чтобы получить финансирование, надо задавать вопросы их менеджменту. Надо что-то менять, перепрофилироваться, находить лучших специалистов.
Если какие-то больницы вообще не смогут работать по такому механизму — всегда есть возможность финансирования из местного бюджета, если люди все равно захотят оставить медицинское учреждение. То есть, местные за это голосуют и платят деньги.
— Плохие специалисты — это лишь одна из причин. А что делать с малонаселенными или депрессивными районами?
— Деньги ходят за всеми одинаково. Медицинские услуги будут стоить одинаково: что в деревне, что в Киеве, что в депрессивных районах.
Семейный врач будет получать 370 грн независимо от того, где он работает.
— В некоторых больницах может не набраться достаточное количество пациентов, чтобы их содержать.
— Насколько мне известно по плотности населения, такая проблема может быть на юге Черниговской и Киевской областей.
Там малонаселенные регионы. В целом, по Украине я бы не сказал, что есть регионы с так называемой пустотой. Везде в радиусе 30-70 км есть населенные пункты и больницы.
У людей нет денег. Будут лечиться дома?
— У нас огромное количество людей занимается самолечением. Причина — нехватка денег. С новой реформой проблема обострится еще больше?
— Самолечение обычно практикуется, когда пациент имеет болезнь, которая лечится на уровне семейного врача.
Если у людей онкология или другие серьезные заболевания — в основном обращаются к специалистам.
Если, например, есть сердечно-сосудистые заболевания, часто люди не понимают всю серьезность ситуации. Они и так сейчас занимаются самолечением.
Наличие семейного врача, с которым пациент подписывает декларацию, уже свидетельствует о том, что вас будут рады принять, ведь за это он получает деньги.
Кроме того, вы всегда можете сдать бесплатно базовые анализы и получить реимбурсацию (выплата компенсаций. — Ред.), которая покрывает стоимость лечения.
При таких обстоятельствах, думаю, наоборот, уровень самолечения снизится. Появятся уже некоторая определенность и заинтересованность, чтобы прийти к врачу.
Одна из главных причин самолечения — это недоверие к своим врачам. Сейчас пациенты приходят в поликлинику, и им там говорят “это ваш врач”. И все, выбора нет.
И когда врач не удовлетворяет пациента, то он думает, что лучше сидеть дома, чем ходить к такому специалисту.
Реформа же позволяет самостоятельно выбрать лучшего врача.
Кроме того, постепенно вводится электронная очередь. Тогда еще проще будет попасть к врачу. Записались на 15.15, например, пришли на это время и не стоите часами в очереди.
Замечу, что реформа даже не касается вопроса электронных очередей, ведь их может вводить каждая больница самостоятельно.
Еще одна проблема — это рецептурный отпуск.
Пациент может купить фактически почти любое лекарство без рецепта. Надо усиливать рецептурный отпуск, чтобы люди не могли что-либо покупать в аптеках.
Чаще всего, проблема касается антибиотиков. Почти всегда, когда пациент самостоятельно решает принимать антибиотики, он принимает неправильное решение.
Самая распространенная ситуация — ОРВИ, который не лечится антибиотиками. Но пациенты с насморком и температурой покупают себе антибиотики. Это надо регулировать.
Что будет с частными больницами
— Реформа не предусматривает регулирования цен частными клиниками, насколько я понимаю. Ценовую политику решать правительство. Это “убьет” частные больницы? Ведь цены везде будут одинаковыми.
— Надеюсь, что частные клиники будут получать финансирование, если они будут подписывать договор с Национальной службой здоровья.
Условно говоря, если они согласятся принимать роды за 15 тысяч грн (о сумме мы сейчас не говорим, это выдуманная цифра), то почему бы нет?
Я не вижу в этом проблемы. Наоборот, будет больше конкуренции. Рынок медицинских услуг увеличится и выйдет из тени — государство начнет платить деньги.
Возможно, это заставит еще больше повысить эффективность работы частных клиник.
Парамедики на скорой. Что изменится?
— Критики говорят, что парамедики на скорой, как предлагается, это провал. Например, в Польше парамедиков готовили несколько лет до того, как провести реформу. А к нам будут приезжать на скорой необученные специалисты?
— Реформа не касается парамедиков. В этих законах даже нет такого слова “парамедик”. Поэтому это страшилки, о которых рассказывают.
Я даже думаю, что не было бы ничего плохого, если бы они появились. При условии, чтобы они будут хорошо обучены.
Простой пример. Врач — это специалист, который проучился 6 лет базового медицинского образования и еще несколько лет интернатуры. В среднем, 8 лет.
Вызовы скорой помощи обычно не нуждаются в специалистах, которые проучились 8 лет. Очень часто вызывают медиков, когда повышенная температура или транзиторная ишемическая атака (заболевание, возникающее в результате ухудшения кровообращения головного мозга. — Ред.).
В этих случаях не надо настолько высокоспециализированного врача. Значительно целесообразнее было бы, если бы приезжали парамедики, как во всем мире. Они предоставляют базовую помощь и при необходимости транспортируют в больницу.
— Что делать врачам на скорой помощи, если введут парамедиков?
Проблема в том, что в Украине чрезвычайно низкая оплата труда. Государство тратит, скажем, 4000 гривен на этого врача, и получается так, что высококвалифицированными кадрами мы закрываем все дыры. Это нелогично.
В то же время, я не думаю, что врачам скорой надо за что-то переживать. Если даже введут парамедиков — все равно никто не останется без работы. У нас и так не хватает кадров.
Где-где, а в скорой помощи увольнений точно не будет.
А чтобы ввести парамедиков, не нужны законодательные реформы. Для этого достаточно лишь нормативных актов МЗ и Кабинета министров. Но пока активных движений по этому направлению мы не видим.
Богдан Аминов.