Александр Мусиенко, Политический консультант, руководитель Центра военно-правовых исследований, адвокат
ATACMS и помощь США помогут поразить Крымский мост и передать ВСУ инициативу

Соединенные Штаты 24 апреля объявили о первом в 2024 году пакете военной помощи для Украины стоимостью $1 млрд, куда вошли, в частности, боеприпасы для артиллерии, БМП Bradley, снаряды для противовоздушной обороны и РСЗО HIMARS.
Президент Владимир Зеленский подтвердил, что в пакете есть и дальнобойные баллистические ракеты ATACMS.
Ожидается, что все вооружение поступит в Украину уже в ближайшее время.
О том, как военная поддержка США поможет Украине на поле боя и что может измениться в условиях регулярных поставок на фронт, Фактам ICTV рассказал руководитель Центра военно-правовых исследований, военный эксперт Александр Мусиенко.
Как помощь США изменит ситуацию на фронте
По словам эксперта, ситуацию на поле боя сейчас можно назвать стабилизированной, но для того чтобы останавливать будущие атаки врага, Украине нужно больше вооружения. Только это сможет гарантировать, что фронт будет и в будущем стабилен.
— То есть линия фронта была стабилизирована несколько раньше, это далось сложно, ценой сверхусилий, можно сказать. Если мы посмотрим ретроспективно, то за время активного наступления, которое началось в октябре 2023 года, российские войска смогли достичь определенного прогресса, но чисто тактического характера: за полгода захватили Авдеевку и продвинулись в районе Часового Яра. Сейчас появились дополнительные возможности, что позволит держать линию фронта, даже если она будет гибкой (в том смысле, что где-то придется под давлением врага отойти). А такое возможно, это надо понимать, — объясняет он.
Военный аналитик считает, что военная помощь, которая была предоставлена Украине со стороны США, поможет отразить наступление РФ, поскольку теперь для этого появляются соответствующие инструменты и возможности.
Что касается перехвата инициативы украинскими войсками на поле боя, то, по словам Мусиенко, здесь нужны регулярные поставки вооружений в рамках того законопроекта, который принял Конгресс США и подписал президент Джо Байден.
Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Военный аналитик считает, что военная помощь, которая была предоставлена Украине со стороны США, сможет отразить то наступление РФ, поскольку теперь для этого появляются соответствующие инструменты и возможности.
Что касается перехвата инициативы украинскими войсками на поле боя, то, по словам Мусиенко, здесь нужны регулярные поставки вооружений в рамках того законопроекта, который принял Конгресс США и подписал президент Джо Байден.
— Перспективы такие есть. Есть еще британский пакет, я думаю, что будут пакеты помощи и от других стран. Мы ждем Рамштайн (состоится 26 апреля, — Ред.), где также будут заявления от наших партнеров о том, что они вслед за Соединенными Штатами хотят показать единство. Это также нужно, чтобы Путину показать, что его расчеты в очередной раз проваливаются, что есть единство НАТО, есть единство Запада, есть трансатлантическое единство, которое Россия хотела разрушить, — отмечает эксперт.
Мусиенко добавляет, что в вопросе перехвата инициативы Украина имеет два сценария:
- Исключительно ограничиться активной обороной и сосредоточиться на отражении атак врага, чтобы потом проводить локальные и тактические перехваты инициативы, занимать более выгодные позиции и вытеснять врага.
- Перехват инициативы может произойти, когда Украине удастся контратаковать не на Востоке, а на Юге, например, расширив плацдарм на левобережье Херсонщины.
Военный эксперт напоминает, что, кроме пакета помощи от США, накануне объявила о военной поддержке и Великобритания, где, в частности, были разнообразные плавсредства.
— Они (британцы, — Ред.) этим пакетом как бы говорят: “Вы же не забывайте о левобережье Херсонщины, о Юге, о том, что там есть шансы контратаковать”. Там (в пакете помощи от Британии, — Ред.) катера, лодки, там Storm Shadow. Это то, чтобы как раз бить по Крыму. Поэтому на это тоже растут шансы, потому что раньше не было ATACMS, сейчас они есть. Плюс надо сказать, что авиация появится, — указывает он.
По словам Мусиенко, сейчас идет широкая подготовка, а украинские войска ведут очень серьезную охоту за системами ПВО врага: за их радарами, пусковыми установками и командными пунктами на оккупированных территориях.
Это касается и территорий России, поскольку мы уже могли видеть успешные удары по Брянской области и Мордовии.
Применение ATACMS Украиной
Накануне советник президента США по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан указывал, что ATACMS дадут Украине возможности, которые могут изменить ситуацию в войне.
По словам Мусиенко, получение этих дальнобойных ракет может иметь такой эффект, как летом 2022 года имели HIMARS, которыми били по вражеским складам с боекомплектом и пунктам управления.
— Цель как раз в этом. То есть такие ракеты будут использоваться для суперважных целей. Ну, например, сейчас говорят о том, что ATACMS мог быть использован в атаке по аэродрому в Джанкое, где были уничтожены С-400. Это важная цель. Аэродромы врага, где расположены стратегически важные средства ПВО, ЗРК, — объясняет эксперт.
В то же время поражение вражеской противовоздушной обороны не является самоцелью, поскольку благодаря расчистке зоны ПВО РФ открываются возможности для дальнейших атак по другим объектам.
Поэтому, указывает эксперт, сейчас идет подготовка к масштабным ударам по оккупированным территориям и, вероятно, по территории России.
— Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Белгородская область — все обеспечение российской армии идет оттуда. Для нас стоит очень важная задача провести оборонительно-защитные действия таким образом, чтобы как можно больше поразить врага на дальних подступах. Чем более дальние подступы, где по врагу прилетает, тем меньше боев непосредственно на линии боевого соприкосновения, тем меньше рисков для жизни и здоровья личного состава, — объясняет он.
Именно это и является одной из задач ATACMS.
Могут ли ATACMS разрушить Крымский мост
По словам эксперта, кроме складов и пунктов управления врага, не менее важной логистической мишенью для украинских войск является незаконно построенный Крымский мост, который соединяет украинский полуостров с материковой Россией и обеспечивает государству-террористу логистический маршрут.
— Крымский мост будет иметь практическое значение, потому что он используется Россией для логистики, для значительного перемещения техники и оружия. Но по Крымскому мосту нужно так ударить, чтобы его вывести из эксплуатации на длительное время… ATACMS могут (атаковать мост, — Ред.), конечно, потому что появляется возможность провести комбинированный удар. Например, применив баллистические ATACMS, ракеты Нептун, Storm Shadow, плюс дроны, чем дезориентировать максимально ПВО врага и получить желаемый результат, такой, который нам нужен, — объясняет он.
Впрочем, Мусиенко отмечает, что Крымский мост надо выводить из эксплуатации именно на длительное время, поскольку Украине нужна не только символическая победа, но и практическая.
— Понятно, что весь его уничтожить — это идеально, но давайте говорить откровенно, чтобы уничтожить прямо весь мост, надо очень много средств, поэтому это, пожалуй, малореальная задача сейчас. Целесообразно ли сейчас уничтожить весь мост и потратить большую часть ракет только на мост? Ведь целей и других достаточно, — добавляет эксперт.
Достаточным результатом было бы выведение из строя Керченского моста на несколько недель, считает руководитель Центра военно-правовых исследований.
— Вот это был бы результат, это было бы очень серьезно, это ударило бы по врагу, и не только мост (пострадал бы, — Ред.), но и логистика, которая продолжается. Там есть и мост на Таганрог, есть и другие объекты логистические вглубь Луганщины. Донецк фактически превращен в военную базу Россией, также надо понимать. То есть Крымский мост — конечно, это одна из амбициозных целей, — объясняет он.
По мнению эксперта, результативные удары ATACMS можно будет заметить уже во время майских праздников.
Снарядный голод: как помогут Украине артиллерийские боеприпасы от США
В пакете военной помощи от США были также указаны и 155-мм снаряды для артиллерии. По мнению эксперта, этого пока недостаточно, чтобы утолить “снарядный голод” и установить паритет в артиллерийских выстрелах с Россией.
— По крайней мере мы можем улучшить нашу статистику и на тех участках фронта, где враг концентрируется и интенсивно наступает, давать ему мощный отпор, вести эффективную контрбатарейную борьбу. Это уже хорошо, — говорит он.
Кроме того, паритет возможно будет установить при реализации других факторов.
— Сейчас речь не идет о паритете и не может идти, поскольку надо еще больше (боеприпасов, — Ред.). Но это уже наращивание возможностей. На паритет, или по крайней мере что-то похожее, мы можем выйти тогда, когда совокупность факторов будет: поставки от Соединенных Штатов, те 1,2 млн снарядов от ЕС, а также чешская инициатива. И вот тогда, когда это все будет накапливаться, мы можем увеличивать наши возможности, — объясняет Мусиенко.
Впрочем, кроме самих артбоеприпасов, украинским войскам нужны и стволы для артиллерии, которые должны регулярно заменяться. Так что не менее важным является и получение Украиной дополнительных артиллерийских систем.
— Война продолжается, мы так же несем потери, и это нужно компенсировать и заменять. И я думаю, что во время Рамштайна это будет обсуждаться, чтобы не только усилить снарядами, а предоставить, в идеале конечно, несколько десятков различных артиллерийских систем. Но сколько будет, сколько может Запад поставить прямо сейчас, столько нужно поставлять, — добавляет он.

Часов Яр и прогноз Буданова о сложном мае-июне: изменит ли это помощь от США
Также Александр Мусиенко прокомментировал то, как повлияет военная помощь от Соединенных Штатов на намерения россиян захватить Часов Яр, а также можно ли говорить об отмене мрачного прогноза начальника ГУР Кирилла Буданова относительно тяжелой ситуации в середине мая — в начале июня.
— Слова Буданова и помощь (от США, — Ред.) не исключают друг друга. Помощь, к сожалению, не опровергает той ситуации, что ближайшие недели будут непростыми на фронте. Потому что Россия не отказывается от своих планов. Они будут давить, не считаясь с потерями, лезть вперед. Поэтому перед украинскими силами будут стоять задачи сдерживать это все, отбивать еще с большим количеством, — объясняет эксперт.
В то же время он добавляет, что при наличии дополнительных военных средств ситуация в войне изменится.
Что касается Часового Яра, то здесь ситуацию с боями вокруг города продемонстрируют результаты боевых действий.
— Здесь трудно сделать прогноз. Украинские силы сейчас делают все возможное для того, чтобы там врага останавливать. Все возможное. Наносят максимальные потери, сбивают темп. У Часового Яра есть определенные особенности, как там можно действовать, когда мы сможем аккумулировать ресурс по оружию и по силам, — объясняет он.
По словам Мусиенко, у России есть неприкрытый северный фланг над Часовым Яром, который сейчас контролируется украинскими войсками, что в будущем открывает возможность для контрударов, чтобы снять давление с левого фланга.
— Возможно, так и будет. И тогда это уменьшит давление на Часов Яр, — говорит он.
Впрочем, резюмирует эксперт, риски по захвату города российскими оккупантами все же остаются.
