Трамп заявлением об ошибке ударов вглубь РФ посылает месседж Москве – политолог

Избранный президент США Дональд Трамп в интервью журналу Time назвал решение Белого дома позволить Украине бить вглубь России ошибкой.
Более того, Трамп заявил, что решение президента Украины Владимира Зеленского бить вглубь России является опасным.
Это стало одной из главных тем для дискуссий в течение дня и пролило свет на отношение Трампа к ударам вглубь РФ.
О том, какое значение это заявление Трампа будет иметь для Украины, какой месседж таким образом следующий глава Белого дома хочет отправить Кремлю и как это будет влиять на российско-украинскую войну — Фактам ICTV рассказал украинский политолог Игорь Рейтерович.
Что сказал Трамп об ударах вглубь России
В интервью журналу Time, которое признало Трампа человеком года, республиканец подверг критике решение администрации Джо Байдена на разрешение Украине наносить удары дальнобойным оружием по территории России.
— Я совершенно не согласен с тем, чтобы запускать ракеты на сотни миль вглубь России. Зачем нам это? Мы лишь провоцируем эскалацию этой войны, ухудшаем ситуацию, — сказал политик.
Трамп добавил, что “не нужно было такое позволять” и назвал это очень большой ошибкой.
Кроме того, республиканец подверг критике непосредственно действия Украины в этом вопросе.
— Думаю, сейчас самое опасное — это то, что Зеленский решил, видимо, с разрешения нашего президента, запускать ракеты по России. Считаю, это серьезная эскалация и неразумное решение, — сказал Трамп.
Что означает заявление Трампа об ударах Украины вглубь РФ
Политолог Якубин напомнил, что в прошлом, после принятия решения администрации президента США Джо Байдена о разрешении на удары Украины вглубь российской территории, от Трампа не было никаких официальных заявлений по этому поводу. В то же время от окружения Трампа, включая предпринимателя Илона Маска, звучала резкая критика в сторону Байдена, поскольку, по их мнению, решение об ударах вглубь России равносильно эскалации в войне.
— Я думаю, что это связано с тем, что Трамп хочет показать, как только он станет президентом, то сразу займется вопросом регулирования российско-украинской войны.
И получается, что разрешение Байдена (относительно ударов вглубь РФ, — Ред.) Трамп хочет использовать таким образом, чтобы показать, что администрация Байдена вела политику по поводу войны в Украине не так, что она допустила войну, а Трамп сможет сделать лучше, — говорит политолог.
Таким образом республиканец хочет показать, что его подход будет отличаться от того, какую политику внедряли демократы во времена голосования в Белом доме.
Вместе с тем, политолог не считает, что в ответ на это заявление Трампа в Киеве будут реагировать. Скорее всего, считает Якубин, в Офисе президента Украины “не будут никоим образом говорить об изменении собственной позиции” и ждать, пока Трамп не станет полноценным президентом.
— Но не публично, понятно, что Офис президента, очевидно, принимает во внимание заявления новоизбранного американского президента, — добавляет Якубин.
В то же время политолог предполагает, что хоть слова Трампа и могут повлиять на удары Украины вглубь России, но вряд ли сегодня в украинских войсках есть большое количество соответствующих дальнобойных вооружений.
Трамп дистанцируется от решений Байдена
По словам политолога Рейтеровича, заявление Трампа следует рассматривать в немножко другом контексте, чем могло показаться на первый взгляд.
— Если его вырвать, собственно, из контекста, то это выглядит так, будто Трамп против этого, но если посмотреть в целом на то, что он говорил, то это в большей степени выглядит как определенный сигнал России, мол, смотрите, “я не поддерживаю идею ударов дальнобойным оружием, потому что это ведет к экскалации”. Трамп там не говорит, что он может как-то изменить эту ситуацию, он просто констатирует факты, говорит, что не поддерживает, — объясняет политолог.
В то же время намек Трампа звучит прямо, что при желании его администрация сможет обеспечить отсутствие дальнобойных ударов. Впрочем, считает Рейтерович, в предложении Трампа есть месседжи Москве на то, что Россия тоже должна сделать какой-то шаг, “который не будет восприниматься, собственно, как экскалация, расширение войны”. Так, по этой логике, если Трамп против ударов вглубь России, то он так же должен быть против нанесения ударов в глубину Украины, добавляет политолог.
— Причем даже с совсем другим позиционированием, поскольку здесь все очевидно, что есть страна-агрессор и есть страна, которая обороняется. И оно выглядит пока так, как определенный символический такой жест, определенное послание, определенный месседж Российской Федерации, — говорит Рейтерович.
Впрочем, в России, резюмирует политолог, судя по всему, пока восприняли или специально проигнорировали это заявление Трампа, учитывая массированный ракетный и дроновый обстрел утром 13 декабря, на следующий день после заявления.
В то же время спикер Кремля Дмитрий Песков заявлял, что они идею не бить дальнобойным оружием вглубь России поддерживают.
— Что логично. Но при этом россияне утром совершили очередную террористическую атаку, — указывает политолог.
Соответственно, считает Рейтерович, учитывая характер Трампа, это может быть первым шагом в попытке диалога следующего президента США с Кремлем, что происходит сейчас на неформальном уровне.
Политолог указывает, что по логике Трампа, шаги обеих сторон — Украины и России — должны быть двусторонними, чтобы уменьшить эскалацию в войне.
— Вопрос, от чего сможет отказаться Россия для того, чтобы мы начали дальше говорить. Теперь Трамп может просто наблюдать за тем, что, собственно, будет Российская Федерация делать и будет ли делать для себя выводы определенные, — говорит он.
В то же время эксперт напоминает, что в том же интервью Трамп говорил, что США не оставят Украину.
Торги и компромиссы в войне перед сделкой
Политолог считает, что если Кремль и в дальнейшем будет чихать на подобные заявления Трампа, это может стать аргументом относительно того, как отрабатывать свои действия и формировать план.
— И я думаю, что те же военные, которые есть в окружении Трампа, и которые общаются с самим с Трампом, и они, я думаю, могут эти вещи объяснить и дать четко понять, почему это происходит. Кроме того, в отличие от России, Украина уже озвучила определенный ряд компромиссов или уступок, на которые она готова пойти.
И это действительно нас от россиян очень сильно отличает. Трамп это тоже должен учитывать, потому что это не одностороннее движение, Украина здесь делает определенные заявления, и он должен это учитывать, — отмечает Рейтерович.
Также политолог указывает на особенности каденции Трампа как политика, который, в отличие от действующего главы Белого дома Джо Байдена, будет иметь реальные рычаги влияния на Россию. В частности, через нефтедоллар, благодаря которому Россия получает деньги на войну.
— У Трампа хорошие отношения с Саудовской Аравией, это очень важный момент. Таких отношений у Байдена не было. А это важно, поскольку существует ОПЕК+, и именно через ОПЕК+, эти вещи (регулирование добычи и цен на нефть, — Ред.) надо согласовывать и делать, — говорит политолог.
Поэтому у Трампа, считает Рейтерович, есть определенный набор инструментов, которыми он может влиять и давить на Россию, если Кремль не согласится пойти на определенные уступки и компромиссы в рамках сделки, которую видит республиканец.
— Мы уже сказали устами (руководителя Офиса президента Андрея, — Ред.) Ермака, в частности, что Украина готова возвращать часть своих территорий, политико-дипломатическим путем. Речь там и о Крыме шла, и, я так понимаю, о части Донецкой и Луганской областей.
С точки зрения Украины, с точки зрения международного права и с точки зрения вообще такого понятия, как справедливость, это уже очень большая уступка и очень большой компромисс со стороны Украины. Трамп должен это понять и оценить. И требовать соразмерных уступок со стороны Российской Федерации, — считает политолог.
Со стороны Москвы, в свою очередь, особенно учитывая утренний обстрел Украины, сейчас может осуществляться политика, согласно которой Кремль поднимает ставки, чтобы позже “сойтись по середине” путем компромиссов и диалога.
— То есть Россия просто сейчас повышает ставки. Она считает, что ей еще рано начинать торговаться. И поскольку они хотят максимально задрать ставки, а потом, когда они понемногу начнут сдавать назад, они думают, что они смогут остановиться на том уровне, что они хотели изначально, — объясняет политолог.
Таким образом, продолжает эксперт, Украина уже показала, что нет времени торговаться и мы готовы идти на диалог быстрее.
— Теперь главное, чтобы Трамп все просто правильно оценил и понял, на самом деле, что делает РФ. С большой вероятностью, люди из его окружения ему это просто объяснят, что Трампа выставляют идиотом в этом плане, и Россия хочет начать переговоры на своих условиях. Но это уже противоречит концепции Трампа о мире через силу, — резюмирует эксперт.
Напомним, в прошлом 47-й американский президент призвал к немедленному прекращению огня в российско-украинской войне.
