Украина побеждает в экономической войне с Россией – The Economist

Украинская экономика остается на четверть меньше, чем в 2021 году. Но впервые с 2022 года, когда началось полномасштабное вторжение РФ, является более здоровой, чем у врага, по некоторым ключевым показателям.
Об этом пишет издание The Economist.
Украина выиграет экономическую войну с Россией
Национальный банк Украины прогнозирует рост ВВП на 4% в 2024 году и на 4,3% в 2025-м. Валюта стабильна, а процентные ставки на уровне 13,5% остаются близкими к самым низким за последние 30 месяцев.
В противоположность этому в России, где ставки вскоре должны достичь 23%, чтобы сдержать падение рубля, банки кажутся хрупкими, а ВВП вырастет лишь на 0,5-1,5% в 2025 году.
Однако Украина сталкивается с серьезными вызовами, добавляет издание. Речь идет об эскалации войны, сокращение внутренних ресурсов и влияние Дональда Трампа.
После отказа РФ в июле 2023 года продлевать зерновое соглашение, Украина открыла собственный морской коридор. Это позволило возобновить поставки зерна, металлов и минералов. Однако сейчас экономика сталкивается с определенными большими вызовами, такими, как острый дефицит энергии, человеческие ресурсы и финансы.
В декабре Украина увеличила пропускную способность импорта электроэнергии из ЕС почти на четверть – до 2,1 ГВт. По словам главы НБУ Андрея Пышного, ремонты энергосистемы помогают удерживать средний дефицит электроэнергии в Украине на уровне 6% от общего спроса в 2025 году и 3% в 2026-м.
Другая проблема – дефицит рабочей силы. С 2022 года мобилизация, миграция и война сократили рабочую силу до 13 млн человек. Спрос на рабочую силу остается высоким: количество вакансий достигает 65 тыс. в неделю, по сравнению с 7 тыс. в первые недели войны. В то же время, на одну вакансию приходится в среднем лишь 1,3 заявления, тогда как в 2021 году было два.
Еще одна проблема – нехватка денег. Долгосрочные капиталовложения почти невозможны. А малым предприятиям трудно занять достаточно средств для финансирования своей деятельности.
Государство также тратит гораздо больше, чем получает. В 2025 году бюджетный дефицит прогнозируется на уровне около 20% ВВП. Почти весь этот дефицит — $38 млрд — по плану должен быть покрыт внешним финансированием.
В июне страны G7 согласовали пакет помощи на $50 млрд, который Украина будет возвращать за счет процентов от замороженных активов РФ в размере €260 млрд ($273 млрд).
Димитар Богов из Европейского банка реконструкции и развития считает, что, вероятно, Украина сможет пройти 2025 год без финансирования со стороны США. Вместе с €18 млрд, которые согласовал ЕС, благодаря взносам других стран G7 смогут восполнить пробел.
Также Украина имеет значительные валютные резервы, которые к концу 2024 года должны вырасти до $43 млрд, что покроет пять месяцев импорта. Впрочем, если США откажутся от финансирования, то в 2026 году Украина может столкнуться с финансовым коллапсом.