PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLmFkdGVsbGlnZW50LmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjExL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+
Автор:Катерина Одарченко

Как действует цивилизованный лоббизм и его отличия от коррупции

В первых рядах тех, кто пользуется инструментами лоббирования, находятся предприятия, лоббирующие группы и правительства. Первые вызывают появление вторых, которые сами влияют на третьих.

Такое трехстороннее и интерактивное уравнение является жизненно важным для обеспечения стабильности демократического равновесия. А именно для поиска баланса между интересами бизнеса, государства и общества.

В основе лоббирующие групп лежит деятельность общественных организаций, бизнес-объединении и ассоциаций. Конечно, такие группы могут создаваться не только представителями именно бизнеса, но и определенных профессий или определенного функционала. Международный опыт свидетельствует о том, что самым перспективными в плане эффективности становятся объединения и ассоциации.

Как это работает

Каждое объединение или ассоциация исходит из того, что для ее членов есть какие-то общие проблемы. А так как ассоциация является отраслевой и обычно достаточно представительной по своему составу (хотя она далеко не всегда объединяет большинство предприятий отрасли), то эти проблемы можно вполне обоснованно считать проблемами всей отрасли.

Например, вопросы профессиональных стандартов для специалистов отрасли, проблемы подготовки рабочих для ее предприятий. Таких проблем в каждой отрасли достаточно много. И первая потребность – найти инструменты для решения этих проблем, выработать общее мнение предпринимателей отрасли, привлечь общество к их решению.

После того, как ассоциация создается, ее члены, естественно, договариваются о своем участии в ее деятельности. Кто-то предоставляет возможности своих интеллектуальных центров и специалистов, кто-то – медиа-ресурсы, кто-то просто ограничивается участием в финансировании и обсуждении вопросов.

Также командой определяются темы, а именно: какие существуют в отрасли проблемы, какова приоритетность их решения, что уже сделано или планируется сделать для устранения этих проблем.

Уже на этом этапе ассоциация может привлекать научные кадры или воспользоваться услугами специализированных компании для проведения исследований, разработки прогнозов, анализа ситуации в отрасли, выявления собственно интересов отрасли, общества и власти в решении стоящих задач, привлечении экспертов, внимания к проблемам со стороны медийного пространства.

Постепенно или иногда достаточно быстро, уже внутри ассоциации формируется определенная структура.

Во-первых, аналитика и прогноз, как отрасли, так и общественного мнения, и позиции власти. На выходе формируется представление о том, что именно нужно изменить в отрасли, и как это связано с тем, что происходит во власти и в обществе.

Во-вторых, формируется блок юридической поддержки. Он совместно с аналитиками занимается подготовкой законопроектов и других нормативных актов. Также эта группа часто работает и над оперативной защитой юридических интересов членов ассоциации (подготовка исковых заявлений, юридическое сопровождение договоров, представление интересов компаний-членов в суде.

Часто юридические услуги предоставляются компаниям-членам бесплатно или со значительной скидкой, по сравнению с обычными адвокатскими объединениями. Это тоже достаточно мощный фактор, привлекающий компании к членству в таких ассоциациях.

Читайте: Принятый закон о продлении пошлины на вывоз лома – пример грамотной политики государства – эксперты

В-третьих, формируется блок по медийному и публичному представлению ассоциации. В идеале, это целая команда спичрайтеров, журналистов, авторов, которые облекают в слово идеи ассоциации. Чем больше предпринимателей объединены в ассоциацию, тем многочисленнее становится этот блок.

Ассоциация (правда, не каждая) может позволить издание даже собственных печатных буклетов, но в информационном мире, как минимум, у всех действующих ассоциаций есть собственные сайты и другие интернет-ресурсы.

После того как ассоциация сложилась и оформилась ее структура, начинается собственно лоббирование интересов ее членов в связи с интересами общества.

Начинается он с аналитики и прогноза. Затем готовится законопроект или другой вариант документа. Это может быть концепция, программа или же стратегия. Определяются те конкретные органы государственной власти или их подразделения, которые ответственны за подготовку и принятие соответствующего решения. Это могут быть комитеты Верховной Рады, министерства, департаменты Кабинета Министров. Следующим шагом будет установление коммуникации с ними.

Дальше идет очень важный этап, который принципиально отличает лоббизм от коррупции.

Уже на предыдущем этапе к разработке лоббируемого проекта привлекаются представители гражданского общества. Это не только эксперты или заинтересованные общественные активисты. Это могут быть целые общественные организации. Все они привлекаются к участию в формате встреч, конференций, семинаров.

Такие мероприятия, позволяют, с одной стороны, услышать интересы общества, связать лоббируемый проект с ними, с другой стороны, они позволяют высказаться и власти. В результате предполагаемое решение уточняется, корректируется.

Важным является поддержка внимания общества к разрабатываемому проекту. Для этого он активно освещается в СМИ, в соцсетях, возможна организация массовых мероприятий. Главное, чтобы интерес общества не ослабевал. Многое здесь зависит от профессионального уровня и опыта специалистов, осуществляющих медийную поддержку. Важно найти определенную золотую середину, чтобы поддержать общественный интерес, но не переборщить с этим, не сделать медийный поток слишком навязчивым для простого человека.

Следующий этап связан непосредственно с принятием законопроекта Верховной Радой или другого нормативного акта.

На этом этапе, многое зависит от того, на сколько ассоциация сможет донести свою позицию не до 2-3 депутатов, а до значительно большего их числа (например, состава комитета ВР), на сколько ее позиция будет убедительной и ясной для депутатов, на сколько значительным будет проявленный общественный интерес и его медийное освещение, на сколько активным будет само гражданское общество. На этом этапе лоббизм часто непосредственно пересекается с PR и технологиями.

Принятием разработанного ассоциацией проектом закона процесс лоббирования не завершается. На последнем этапе лоббистского цикла осуществляется отслеживание того, во-первых, как это решение выполняется, во-вторых, того, достигло ли его принятие тех целей, на которые оно было направлено. Также важным на этом этапе будет и широкое оповещение общества, как о самом принятом решении, так и о том, кто и как способствовал его разработке и принятию.

Читайте: Сергей Рыбалка: Антикоррупционный суд не сможет полноценно функционировать без учета наших поправок

В Украине число ассоциации постоянно увеличивается. Например, к числу наиболее известных отраслевых ассоциаций которые поддерживают выступают за корректные коммуникации с властью, можно отнести “Укрметаллургпром”, “Всеукраинская аграрная рада”, “Украинская зерновая ассоциация”, “Семенная ассоциация Украины”, “Национальная лига транспортного бизнеса”, “Союз журналистов Украины”, “Ассоциация юристов Украины”, “Лига правоведов Украины”, “Федерация металлургов Украины”, “Лигу оборонных предприятий”, и конечно профильную “Украинскую ассоциацию профессионалов в сфере GR и лоббистов”.

Несмотря на то что законодательные правила игры лоббистов в Украине пока не выработаны, украинский бизнес находит цивилизованные инструменты взаимодействия с властью, и это вовсе не коррупционные способы продвижения своих интересов.

Якщо побачили помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту і натисніть Ctrl+Enter.

Вгору Вгору
Вверх

    Знайшли помилку в тексті?

    Помилка