
За время войны на Донбассе в Российскую Федерацию вывезли оборудование почти десяти мощных украинских предприятий. Среди них и сверхсекретные. Украина готовит иски в Стокгольмский арбитраж по поводу национализации украинских предприятий РФ. Но почему это сделано только сейчас? И что же украла Россия?
Эксперты выделяют три волны разворовывания предприятий на оккупированной территории.
— В первую очередь вывозились те предприятия, которые имели стратегическое значение, — говорит Вадим Скибицкий, начальник Управления разведки Министерства обороны Украины.
Читайте: Кремль открестился от плана Медведчука по Донбассу
Первый полупустой так называемый гумконвой прибыл за оборудованием военного завода Топаз. Это предприятие производило известные во всем мире станции радиотехнической разведки Кольчуга.
— Уникальность Кольчуги в том, что она в пассивном режиме видит все небо. Она может классифицировать цели, в отличие от того же Бука, который видит цель и ее поражает, но он не может дать классификацию тому, что он видит, — говорит военный эксперт Олег Жданов.
Уже готовые две станции и документацию с предприятия успели эвакуировать, но там остался один, довольно важный образец экспериментальной станции радиоборьбы под названием Мандат.
— Скорее всего, за ним и велась охота, — говорит Жданов.
Читайте: Марчук объяснил, зачем боевикам Авдеевка
Разработку этой станции держали в тайне – известно лишь, что она состояла из 7 автомобилей КРАЗ, доверху набитых радиоэлектроникой, и стоила 77 млн гривен. Где сейчас Мандат — точно не известно, но оборудование с завода выехало первым же гумконвоєм в Россию.
Следующим россиянам понравился Снежанский машиностроительный завод, который выпускал, среди прочего, деталь с неприметным названием “лопатки для двигателей вертолетов”.
— Их нельзя воспроизвести на других предприятиях, потому что были изготовлены лекала по специальному заказу. Они индивидуальные, они, как клише для печатания денег — его можно повторить, но не один к одному, — рассказывает Жданов.
Информация о том, что эти штампы-лекала вывезли в Россию, появилась в сентябре 2014-го, а уже летом 2015-го российские новости гордо отчитаются, что на уфимском заводе начнут выпускать вертолетные двигатели, которые раньше поставляла Украина. А дальше Россия таки признала, что перевозит предприятия на свою территорию – такие себе “заводы-беженцы”. Первым в Чувашию перебрался Луганский машиностроительный завод.
Читайте: Самолет Качиньского разбился в России из-за теракта
Еще одно предприятие перебралось в Ростовскую область. Места для еще двух украинских предприятий компании Поли-Пак и Луганскому заводу трубопроводной арматуры Маршал сейчас готовят территорию под Воронежем в экономической зоне “парк Масловский”. Но есть предприятия, о которых в российских новостях не хотят вспоминать.
— Это и бурильное оборудование, такой стратегический город Брянка, также вывезли из города Брянка, — говорит Сергей Шахов, депутат горсовета Северодонецка.
— Тот же Луганськкабель был вывезен почти полностью, потому что там была большая доля российского капитала. Луганский тепловозостроительный, — рассказывает Скибицкий.
Читайте: США выдвинули России жесткое условие
Сейчас на Донбассе действует третья волна хищения. — В основном оборудование, металлические конструкции, они разрезались на металлолом и вывозились в большинстве случаев на территорию РФ, — говорит Скибицкий.
Мародеры не стесняются срезать металлические конструкции даже днем — открыто и в официальной форме коммунальщиков. Металлолом нынче стал чуть ли не основным доходом боевиков. Но сейчас даже эти потоки взяли под свой контроль русские и централизованно вывозят металлолом из Горловки в Ростов – активисты сфотографировали целый эшелон.
Читайте: Тука запретил чиновникам ездить на оккупированый Донбасс
Но так пилят не только разбитые войной объекты – сейчас в Горловке вырезают рынок Хозяюшка. Масштабы такого мародерства привели к почти полному разрушению инфраструктуры Донбасса.
— На 85% практически разрушена вся инфраструктура Луганской и Донецкой областей, — рассказывает Сергей Шахов.
Сейчас даже до конца не известно, что уцелело на той территории, ведь там уже невозможно провести аудит и достоверно оценить материальные потери государства. // Татьяна Штан, Факты недели, ICTV