PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Владимир Фесенко
Автор: Владимир Фесенко

Почему Новые Санжары могут иметь последствия для децентрализации

В связи с позорной демонстрацией агрессивного местечкового эгоизма в Новых Санжарах стоит обратить внимание на одно важное обстоятельство — нам надо быть крайне осторожными с последующим развитием децентрализации и ее закреплением в законодательстве.

Центральная власть должна сохранить за собой действенные рычаги противодействия рискам сепаратизма и вот таким позорным событиям, которые мы увидели на Полтавщине, Львовщине и Тернопольщине.

Запрет на вмешательство центральной власти в действия местной — крайне ошибочное решение. Нынешние события на Полтавщине в Новых Санжарах это ярко показали. Если мы хотим сохранить государство как единый механизм, в первую очередь, нужно четко определить функции центральной и местной властей, — рассказывает политолог Владимир Фесенко.

Когда речь идет о полномочиях центральной власти и институтов, к примеру госпиталя Национальной гвардии, которые не подчиняются органам местного самоуправления, ни одна местная власть (ОТО, ОГА) не может принимать решения, которые выходят за пределы ее полномочий.

Если такое решение принимается, как справедливо было отмечено в предыдущих проектах закона о децентрализации, префект может приостановить его как антиконституционное.

Определенные депутаты Верховной Рады отмечали, что это не децентрализация, а наоборот — централизация. Центральная власть не может вмешиваться в дела местной.

Но я напомню, что традиция превышения полномочий органами местного самоуправления существует. Например, во времена Ющенко некоторые местные советы, в частности в Крыму, принимали решения против проведения военных учений Си Бриз и объявляли территорию своей общины запрещенной зоной. Это было прямое нарушение их конституционных полномочий и вмешательство в функции центральной власти.

Читайте: Что такое децентрализация

Если мы сейчас позволим органам местного самоуправления принимать какие-либо решения, в стране будет хаос, и вместо единой Украины мы получим феодальную раздробленность.

На этом фоне может появиться и сепаратизм. Поскольку в 2014 году он начался именно с решений органов местной власти.

И здесь нам нужно сохранить за префектами как контроллерами от центральной власти, а не от президента контроль за решениями органов местного самоуправления и права на их приостановление, если они противоречат Конституции Украины и конституционным полномочиям местных органов.

Вице-премьер по региональной политике сообщил, что с 25 февраля состоятся консультации в регионах относительно законопроекта о децентрализации, что является правильным решением. Это путь избежать тех ошибок, которые были раньше. А учитывая ситуацию, которая произошла в Новых Санжарах, дискуссии обязательно нужны.

Читайте: Протесты в Новых Санжарах: какая ситуация в городе сейчас

Если один месяц уйдет на обсуждение законопроекта о децентрализации, в апреле он направится в Конституционный суд. В случае быстрого рассмотрения КС в мае или в начале июня может состояться первое голосование в Верховной Раде относительно закона о децентрализации.

А второе — или на внеочередной сессии ВР, или на очередной, в начале сентября. Поэтому до начала проведения местных выборов законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) могут принять.

Автор: Владимир Фесенко, политолог.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка